• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Статья
Законодательное регулирование Critical Race Theory и политика памяти в США

Александров Г. В.

Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2022. № 5. С. 141-159.

Глава в книге
Зарождение республиканизма в мексиканском государстве в первой половине 1820-х годов

Туренко К. А.

В кн.: Ноябрьские чтения-2021: Сборник статей по итогам XIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2021 г.. СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 182-186.

Препринт
Popular Music as Cultural Heritage: Memory of the Leningrad Rock Club in St. Petersburg

Kolesnik A., Rusanov A.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. No. 205.

Весенняя выездная школа студентов-историков в Смоленск, Витебск и Полоцк

Каждый год студенты первокурсники собирают свои чемоданы, чтобы вместе с наставниками отправиться в весеннюю выездную школу факультета истории, в которой для каждого из них откроется множество нового. В этом году истфак отправился в еще не изведанные им места, на изучение архитектуры западных областей: в Смоленск, Витебск, Полоцк. Читайте репортаж Егора Егорова и Анны Ворониной здесь.

"К этим экскурсиям присоединяются прохожие и местные жители, а смотрители в музеях, пробиваясь через толпу слушающих, задают множество вопросов нашим лекторам о тех произведениях искусства, которые они уже на протяжении множества лет оберегают от неосторожных рук и ярких вспышек объективов. Это могло бы быть лучшей рекламой туристического агентства, но это сила знания и обаяния исторического факультета, ведь экскурсии нам проводят профессора, доценты и иногда студенты! 

Увидев собор и храм, можно сказать протяжное «красииииво», а можно любуясь архитектурными элементами, описывать особенности этого стиля, проводить параллели между схожими строениями, понимать, как данное архитектурное направление трансформировалось во временных и территориальных рамках. Для кого-то на храме – кокошники и облачка, но только для историков это закомары. Для кого-то в храме есть полукруглая выпирающая стена, но историки не с чем не спутают апсиду. Умение описывать архитектуру, видеть детали, замечать сходства и различия – это не дар и не талант, это бесценные знания, которые передают нам наши преподаватели! 
Каждый год студенты первокурсники собирают свои чемоданы, чтобы вместе с наставниками отправиться в весеннюю выездную школу факультета истории, в которой для каждого из них откроется множество нового. Это не путешествие по популярным местам, и вряд ли «Афиша» и «Яндекс. карты» «посоветуют» нам заехать в Лужецкий и Иоанно-Предтеченский монастыри, но нам, студентам, показывают поистине великие строения, поражающие своей мощью и величием. В этом году истфак отправился в еще не изведанные им места, на изучение архитектуры западных областей: в Смоленск, Витебск, Полоцк. Мы переезжали от одного храма к другому, все больше узнавая об архитектуре русской готики, барокко и рококо. Череда соборов и церквей не смешалась в голове у ребят, напротив, возможность исследовать каждый памятник практическим путем «укореняет» его образ так же, как и возможность самостоятельно провести экскурсию для своих сокурсников. Названия архитектурных элементов уже не забываются, а сами собой появляются в мыслях только при виде памятников русского зодчества. Нет способа лучше изучать монументальное искусство, чем ощущать мощь строения, смотреть на него с различных ракурсов, определять сколько столпов в храме, задумываться, почему мастера прибегли к определенному приему и встречается ли он где-то еще. 
Благодаря нашим потрясающим преподавателям, неустанно открывающим для студентов все новые и новые высоты, раскрывающим тайны подпружных арок и парусов, студенты научились «читать» архитектуру, что представляет собой не только неотъемлемое умение историка, но и качество по-настоящему образованного человека. Лев Карлсович Масиель Санчес, Олег Сергеевич Воскобойников, Андрей Юрьевич Виноградов и Андрей Александрович Исэров не только проводили экскурсии и помогали делать это студентам, но и ежедневно читали лекции в рамках курса истории искусства. Все это не прошло зря: все узнали, что такое храм-корабль и ломбардская ползучая арка, чем отличается закомара от полуглавия, особенности краковского и виленского барокко, наконец, почему на Успенском соборе Смоленска пять куполов. 
В душе каждого по-своему отозвалась поездка в Катынь, обойти стороной которую было бы непростительно. Огромную благодарность выражают все, студентам четвертого курса, занимающимся историей Второй мировой войны, 
Арсению Старкову и Ире Махаловой за проведение экскурсии по мемориальному комплексу Катынь, за рассказ об этой трагедии в истории…"

 

http://vk.com/hsehistory - ссылка на группу

 

http://vk.com/album-25185723_190416658 - ссылка на альбом