• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
О так называемых «Змеиных богинях» Крита периода «новых дворцов»

Зинченко С. А., Солька А. А.

В кн.: История и теория культуры : Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 116-137.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

"Подлинная история Ордина Свобождения: Екатерина, Петр и придворная политика петровской эпохи"

19 января 2011 г. прошло заседание научного семинара на котором И.И.Федюкин (PhD, директор по прикладным исследованиям, Российская Экономическая Школа) представил доклад "Подлинная история Ордина Свобождения: Екатерина, Петр и придворная политика петровской эпохи" (совместно с Эрнстом А. Зитцером, Slavic and East European Studies Librarian & Adj. Asst. Prof., Duke University).

Исследование И. Федюкина и Э. Зитцера, на котором основан доклад, посвящено обстоятельствам создания Ордена Св. Екатерины, возложенного Петром I на свою супругу Екатерину Алексеевну осенью 1714 года. Как хорошо известно историкам, создание этого ордена стало одним из элементов поддерживавшегося Петром «политического культа Св.Екатерины», призванного легитимизировать вторую жену императора и рожденных ею наследников, а значит, обеспечить преемственность проводимого им курса – задача, которая в условиях монархии раннего Нового времени не могла рассматриваться вне контекста династической политики. Вместе с тем, об обстоятельствах основания Ордена до сих пор ничего не было известно. На основании вновь открытых архивных источников, авторам удается во многом реконструировать процесс создания статута ордена и роль в нем самой Екатерины, Меньшиковых, кн. Б.И. Куракина, иностранных экспертов. Создание Ордена традиционно воспринимается как шаг, связанный с фигурой самого Петра, однако следов активного участия императора в работе над орденом (или даже интереса к нему) не находится. Наоборот, орден предстает как проект, активно продвигавшийся самой Екатериной и ее союзниками.

Это, в свою очередь, позволяет поставить вопрос об устройстве придворной политики петровского времени в целом. Традиционное представление о всевидящем, всезнающем императоре – источнике всех инициатив и планов нуждается, возможно, в пересмотре. В некоторых случаях, безусловно, именно Петр являлся «мотором» своих излюбленных проектов. В других, его идеи и представления, судя по всему, задавали лишь общую рамку возможного, в пределах которой отдельные политические акторы могли продвигать свои излюбленные проекты: некоторые из них могли совпадать с видением Петра, но по другим у него не обязательно была собственная позиция. Соответственно, динамика петровских реформ выглядит более сложной: причины успеха или неудачи тех или иных проектов зачастую должны объясняется наличием или отсутствием акторов, которые были бы в них заинтересованы, а не только решениями самого императора и сопротивлением «консерваторов» и инерцией социума. Исходя из этого, необходимо более внимательное прочтение петровской (и не только петровской) эпохи, которое позволило бы выявить голоса других ключевых политических акторов эпохи, не сводя их роль до роли исключительно исполнителей петровской воли.

Доклад вызвал оживленную дискуссию, в том числе, о характере используемых источников, и о том, в какой степени что-то в петровскую эпоху действительно могло происходить без воли первого императора.