Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Проект Школы исторических наук для школьников 8-11 классов и всех интересующихся историей. Регулярные онлайн-встречи с ведущими специалистами: историками, археологами, этнологами.
Отечественная и зарубежная педагогика. 2025. Т. 1. № 2 (104). С. 75-83.
В кн.: Бактрия. М.: Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук "Издательство "Наука", 2025. С. 145-152.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
В центре доклада, посвященного механизмам институциональных инноваций, находится типаж «прожектера», хорошо знакомый исследователям раннего нового времени. Традиционно прожектеры описываются в научной литературе как то ли наивные графоманы, то ли беспринципные мошенники, однако при ближайшем рассмотрении прожектеры и «настоящие» государственные деятели, «прожекты» и «серьезные» проекты реформ оказываются малоразличимы. Речь идет об одном и том же типе отношения к социальной реальности, предполагающем ее активную и целенаправленную трансформацию, и об одном и том же типе карьерных стратегий и взаимодействия с правителем. Более того, уместно поставить вопрос о «прожектерах» как ключевой движущей силе изменений и, шире, построения государства раннего времени на этапе, когда профессиональная бюрократия была рудиментарна, а многие функции государства только еще «изобретались». Исходя из этого, в докладе предпринята попытка сформулировать модель «административного предпринимательства» как ключевого механизма реформ. Механика административного предпринимательства рассмотрена на примере двух кейсов - Алексея Курбатова, вылившейся в создание Навигацкой школы, и барона де Сент-Илера, стоявшего у истоков пришедшей ей на смену Морской академии.