Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.
М.: Аспект Пресс, 2024.
Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.
Зинченко С. А., Солька А. А.
В кн.: История и теория культуры : Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 116-137.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
Летним вечером 1764 г. в далекой деревне Орловской провинции приятное времяпрепровождение компании местных помещиков было прервано бурной ссорой двух двоюродных братьев, Василия и Данилы Псищевых. Василий пытался спровоцировать драку, но Данила старательно от нее уклонялся. Не добившись желаемого, Василий вышел во двор и, схватив пробегавшего мимо "немалого живого поросенка", бросил им в жену Данилы Ульяну, сидевшую в доме у открытого окна, чем не только "великий удар" ей "учинил", но и "при всей компании ее обесчестил". Судебное разбирательство, возникшее в результате челобитной Ульяны, затянулось почти на 30 лет и ничем не закончилось: дело было закрыто в 1792 г. по просьбе невестки Ульяны, снявшей все претензии. К этому моменту ни «обесчещенной» Ульяны, ни ее обидчика Василия уже не было в живых. Оскорбление осталось безнаказанным, а честь женщины – неотмщенной.
Историки, изучающие повседневное поведение людей в европейских обществах нового времени, выделяют понятие чести как основу всего морального кодекса, определявшего в этот период все стороны взаимоотношений как внутри локальных сообществ, так и на уровне человек-государство. Честь обеспечивала репутацию человека и его социальный статус, в то время как бесчестье часто сравнивалось со смертью. Как показала Нэнси Коллманн, Россия еще в допетровские времена была в этом отношении частью пан-европейского мира, где государство предоставляло гражданам юридическое обоснование и правовые механизмы защиты чести. Женщины в России нередко отстаивали свою честь в суде и выигрывали процессы. Почему же Ульяна Псищева не преуспела в защите своей чести во времена Екатерины II, когда, как принято считать, положение женщины в обществе значительно улучшилось?
В докладе, представляющем исследовательский проект автора, находящийся в стадии разработки, прослеживаются изменения в концепциях "честь" и "бесчестье" в XVIII в., а также процессы социально-экономического и законодательного характера, их вызвавшие; исследуются ситуация в локальном дворянском сообществе, где развивалась "история с поросенком", и положение в нем семьи Псищевых; анализируются символический смысл образа животного, послужившего орудием оскорбления, в культуре и менталитете русского человека середины XVIII столетия и последствия происшествия с точки зрения существующей практики судопроизводства. Другими словами, в докладе делается попытка реконструировать повседневную жизнь русского провинциального дворянства в ее социально-культурном контексте и динамике. Внимательное прочтение "истории с поросенком" позволяет выявить сложный клубок переплетений таких проблем, как человеческое достоинство и гендерные отношения, собственность и власть, увидеть, как они отражались в русском законодательстве, юридических и культурных практиках XVIII в., а также понимались современным им сообществом провинциального дворянства.