• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
О так называемых «Змеиных богинях» Крита периода «новых дворцов»

Зинченко С. А., Солька А. А.

В кн.: История и теория культуры : Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 116-137.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

«Женская честь, или История с поросенком: Повседневная жизнь дворянства в провинциальной России XVIII в.» - доклад профессора Ольги Глаголевой

13 апреля 2011 г. на факультете истории НИУ-ВШЭ прошло очередное заседание научного семинара, на котором с докладом на тему «Женская честь, или История с поросенком:  Повседневная жизнь дворянства в провинциальной России XVIII в.» выступила Ольга Евгеньевна Глаголева. 

Летним вечером 1764 г. в далекой деревне Орловской провинции приятное времяпрепровождение компании местных помещиков было прервано бурной ссо­рой двух двоюродных братьев, Василия и Данилы Псищевых. Васи­лий пы­тался спро­во­ци­ро­вать дра­ку, но Данила стара­тельно от нее укло­нялся. Не добившись желаемого, Василий вышел во двор и, схватив пробегавшего мимо "немалого живого поросенка", бросил им в жену Данилы Ульяну, сидевшую в доме у открытого окна, чем не только "великий удар" ей "учинил", но и "при всей компании ее обес­чес­тил". Судебное разбирательство, возникшее в результате челобитной Ульяны, затянулось почти на 30 лет и ничем не за­кон­чилось: де­ло было за­кры­то в 1792 г. по просьбе невестки Ульяны, сня­вшей все пре­тен­зии. К это­му моменту ни «обесчещенной» Ульяны, ни ее обидчика Василия уже не было в живых. Оскорбление оста­лось безнаказанным, а честь женщины – не­от­мщенной.

Историки, изучающие повседневное поведение людей в европейских обществах но­вого времени, выделяют понятие чести как основу всего морального ко­дек­са, опре­де­ляв­ше­го в этот период все стороны взаимоотношений как внутри ло­ка­ль­ных сообществ, так и на уровне человек-государство. Честь обес­печивала репутацию человека и его социальный статус, в то время как бесчестье часто сравнивалось со смертью. Как показала Нэнси Коллманн, Россия еще в до­пет­ров­ские вре­ме­на была в этом отношении частью пан-европейского мира, где го­су­дар­ство предостав­ляло гражданам юридическое обоснование и правовые механизмы защиты чес­ти. Жен­щи­ны в России нередко отстаивали свою честь в суде и выигрывали процессы. Почему же Ульяна Псищева не преуспела в защите своей чести во времена Ека­те­ри­ны II, когда, как принято считать, положение женщины в обществе значительно улуч­ши­лось?

В докладе, представляющем исследовательский проект автора, находящийся в стадии разработки, прослеживаются изменения в концепциях "честь" и "бесчестье" в XVIII в., а также процессы социально-экономического и законодательного характера, их вызвавшие; исследуются ситуация в локальном дворянском сообществе, где развивалась "история с поросенком", и положение в нем семьи Псищевых; анализируются символический смысл образа животного, послужившего орудием оскорбления, в культуре и менталитете русского человека середины XVIII столетия и последствия происшествия с точки зрения существующей практики судопроизводства. Другими словами, в докладе делается попытка ре­кон­струировать повседневную жизнь русского про­вин­ци­аль­ного дворянства в ее социально-культурном кон­тексте и динамике. Внимательное прочтение "истории с поросенком" позволяет выявить сложный клубок переплетений таких проблем, как человеческое достоинство и гендерные отношения, собственность и власть, увидеть, как они отражались в русском законодательстве, юридических и культурных практиках XVIII в., а также понимались современным им сообществом провинциального дворянства.