• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама

Под редакцией: Д. В. Дубровская, С. А. Зинченко

М.: Институт востоковедения РАН, 2024.

Глава в книге
Не просто монстры: на лицо ужасные,нужные внутри. Монстрообразные изображения в искусстве Передней Азии

Зинченко С. А.

В кн.: Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама. М.: Институт востоковедения РАН, 2024. Гл. 2. С. 61-83.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

«Куранты XVII столетия (Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати)» - доклад к.и.н.Степана Шамина на научном семинаре факультета истории

7 декабря 2011 г. на факультете истории НИУ-ВШЭ прошло очередное заседание научного семинара. С докладом на тему «Куранты XVII столетия (Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати)» выступил к.и.н.Степан Михайлович Шамин, ведущий научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО  «Лингвистическое образование как средство сохранения культурного наследия», Институт русского языка им. А.С. Пушкина.

Доклад С.М. Шамина был посвящен курантам – обзорам иностранной прессы, которые с середины XVII столетия составляли в Посольском приказе для царя и Боярской думы.
Практика подготовки таких обзоров складывалась на протяжении многих лет. Еще в XVI – начале XVII в. в Россию проникали отдельные экземпляры европейских «летучих листков» и, вероятно, рукописных газет. Однако европейская пресса доставлялась в Посольский приказ не регулярно, а от случая к случаю. Ее роль в общем потоке информации была незначительной. На основе этих изданий было невозможно составлять обзоры, которые дали бы хоть сколько-нибудь полную картину политической жизни Европы. В русских документах такие материалы называли «вестями», так же, как, к примеру, сообщения дозорных казачьих станиц или отписки воевод.
Ситуация стала постепенно меняться в 1640-х гг. В это время количество привозимых в Москву по разным каналам европейских газет существенно увеличилось. Иногда такие поставки становились относительно регулярными. В русском языке для обозначения газет стали использовать специальное слово – «куранты», которое заимствовали из названий голландских газет (наиболее ранняя фиксация – 1649 г., регулярное использование – с конца 1650-х гг.). Так постепенно у дипломатического ведомства России появилась возможность из большой массы материалов европейской прессы отбирать наиболее нужную и интересную информацию – т.е. составлять обзоры публикаций европейских газет. Эти обзоры были не аналитическими, а информационными – их готовили для того, чтобы предоставить членам русского правительства фактические сведения обо всех важнейших событиях политической жизни Европы. Подавляющее большинство привозимых в Россию в XVII столетии газет печатались на немецком и голландском языках. К примеру, в состав курантов 1660–1670 гг. входили немецкие газеты из Берлина, Кенигсберга, Гамбурга, Данцига, Бреслау, Штеттина, а также голландские из Амстердама, Гарлема и Гааги. Сведения из них отбирали для курантов переводчики Посольского приказа. В заглавии русских текстов обычно указывали, что это «переводы с цесарских (галанских) курантов», хотя, на самом деле, составлялись скорее выписки, чем переводы в современном значении этого слова.
Долгое время слабым местом курантов оставалось отсутствие механизмов регулярной доставки иностранной прессы. Царь Алексей Михайлович, который лично интересовался иностранными газетами, начиная с 1659 г. пытался исправить эту ситуацию. В 1665 г. между голландцем Яном ван Сведеном и приказом Тайных дел заключен договор, по которому голландский предприниматель обязался организовать почту и раз в две недели привозить в Москву известия о европейских событиях. С этого времени куранты составляли регулярно, без перерывов. Таким образом, становление практики систематической подготовки обзоров иностранной прессы растянулось на два с лишним десятилетия. Это снимает вопрос о точной дате начала составления курантов. Их появление было процессом, а не одномоментным актом. Условно временем возникновения курантов можно называть середину XVII в.
Куранты продолжали составляться и в годы правления Петра I, который нашел им новое применение. В конце 1702 г. царь принял решение о публикации курантов. Произошло это потому, что Петр I чувствовал потребность в печатном органе, который пропагандировал бы среди населения успехи русской армии и ее союзников в борьбе против Швеции. В результате, служащие Посольского приказа перешли от составления обзоров иностранной прессы для служебного пользования к подготовке материалов первой российской публичной газеты – «Ведомостей». Формального решения о прекращении составления курантов не принималось. Первое время «Ведомости» готовили, сокращая куранты и дополняя их российскими известиями. Позднее из иностранных газет стали отбирать только ту информацию, которую планировали включить в «Ведомости». Практику регулярной подготовки обзоров европейских газет специально для дипломатических нужд возобновили в Коллегии иностранных дел после окончания Северной войны (не позднее 1724 г.).