Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Проект Школы исторических наук для школьников 8-11 классов и всех интересующихся историей. Регулярные онлайн-встречи с ведущими специалистами: историками, археологами, этнологами.
Крестьянников Е. А., Любичанковский С. В., Азаматова Г. и др.
Тюмень: ТюмГУ-Press, 2025.
Российская история. 2025. № 4. С. 24-37.
In bk.: A Danubio ad Gothiam. La christianisation du nord-ouest de la mer Noire dans l’Antiquité tardive – The Christianization of the North-Western Black Sea during Late Antiquity. Turnhout: Brepols Publishers, 2025. P. 37-42.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Профессор Данилевский не раз подчеркнул, что в достаточно разобщенном российском обществе сложно формировать систему общих оценок. И все-таки точку отсчета удалось найти – ею стала Конституция РФ, утверждающая приоритет личности. Понятие патриотизма Игорь Николаевич предлагает понимать не как любовь к государству, а как любовь к людям, населяющим нашу землю. И, говоря о любых событиях, можно и нужно задаваться вопросом о том, какую цену заплатил народ за свои победы.
Школьные учителя интересовались не только концептуальными вопросами, им было важно донести до ученых плоды своих наблюдений и размышлений. Они говорили о том, что учебник не может содержать такого количества имен и дат, как сегодня – он должен стать навигатором, заинтересовать ребенка, который сам найдет любую информацию. По мнению практиков, следует уходить от обобщений, дети с трудом воспринимают разговоры на глобальные темы, но с интересом читают и слушают о простых людях. И уже через конкретные судьбы учатся понимать политические и экономические процессы.
В ходе дискуссии И.Н. Данилевский предложил педагогам сформулировать свои идеи и транслировать их «наверх»:
– Только «снизу», от учителей разработчики смогут услышать здравые идеи, которые необходимо учесть. Конечно, необходимо ориентироваться на федеральные образовательные стандарты и санитарные нормы. Но не менее важно учитывать реальную практику сегодняшней школы.
Модератором на дискуссионной площадке «Учебники истории: возможности для осуществления системного подхода к гражданскому и патриотическому воспитанию» была доктор исторических наук, профессор ТГПУ им. Л.Н. Толстого, руководитель регионального отделения РИО Е.В. Симонова. Елена Викторовна подчеркнула, что эмоциональный отклик в школьниках вызывают не наборы цифр и имен, а эмоциональные рассказы о драматических событиях, людских судьбах. Именно это остается в памяти на всю жизнь.
И.Н. Данилевский предложил участникам Гражданского форума подумать над целью исторического образования:
– Пока общество оценивает нашу работу по результатам ЕГЭ. Но это по меньшей мере некорректно. Экзамен сдает примерно пять процентов выпускников школ, и эти ребята специально готовятся, планируя поступать в гуманитарные вузы. Что остается в голове остальных – совершенно непонятно. Но наша задача сделать так, чтобы история помогала формировать мировоззрение всех учеников.
Фотоотчет можно посмотреть здесь.