• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
Вена. История

Головлев А. И.

В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (2024). БРЭ, 2024.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Профессор И.Н. Данилевский принял участие в региональном форуме «Гражданское и патриотическое воспитание в контексте исторического образования в современной России»

В тульском педуниверситете им. Л.Н. Толстого прошел региональный форум «Гражданское и патриотическое воспитание в контексте исторического образования в современной России». Среди вопросов, которые обсуждались на дискуссионных площадках форума, была и единая концепция преподавания истории. Учителя получили уникальную возможность задать свои вопросы профессору факультета истории, автору одного из школьных учебников И.Н. Данилевскому.

Профессор Данилевский не раз подчеркнул, что в достаточно разобщенном российском обществе сложно формировать систему общих оценок. И все-таки точку отсчета удалось найти – ею стала Конституция РФ, утверждающая приоритет личности. Понятие патриотизма Игорь Николаевич предлагает понимать не как любовь к государству, а как любовь к людям, населяющим нашу землю. И, говоря о любых событиях, можно и нужно задаваться вопросом о том, какую цену заплатил народ за свои победы.

Школьные учителя интересовались не только концептуальными вопросами, им было важно донести до ученых плоды своих наблюдений и размышлений. Они говорили о том, что учебник не может содержать такого количества имен и дат, как сегодня – он должен стать навигатором, заинтересовать ребенка, который сам найдет любую информацию. По мнению практиков, следует уходить от обобщений, дети с трудом воспринимают разговоры на глобальные темы, но с интересом читают и слушают о простых людях. И уже через конкретные судьбы учатся понимать политические и экономические процессы.

В ходе дискуссии И.Н. Данилевский предложил педагогам сформулировать свои идеи и транслировать их «наверх»:

– Только «снизу», от учителей разработчики смогут услышать здравые идеи, которые необходимо учесть. Конечно, необходимо ориентироваться на федеральные образовательные стандарты и санитарные нормы. Но не менее важно учитывать реальную практику сегодняшней школы.

Модератором на дискуссионной площадке «Учебники истории: возможности для осуществления системного подхода к гражданскому и патриотическому воспитанию» была доктор исторических наук, профессор ТГПУ им. Л.Н. Толстого, руководитель регионального отделения РИО Е.В. Симонова. Елена Викторовна подчеркнула, что эмоциональный отклик в школьниках вызывают не наборы цифр и имен, а эмоциональные рассказы о драматических событиях, людских судьбах. Именно это остается в памяти на всю жизнь.

И.Н. Данилевский предложил участникам Гражданского форума подумать над целью исторического образования:

– Пока общество оценивает нашу работу по результатам ЕГЭ. Но это по меньшей мере некорректно. Экзамен сдает примерно пять процентов выпускников школ, и эти ребята специально готовятся, планируя поступать в гуманитарные вузы. Что остается в голове остальных – совершенно непонятно. Но наша задача сделать так, чтобы история помогала формировать мировоззрение всех учеников.
Фотоотчет можно посмотреть здесь.