Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Под редакцией: Д. В. Дубровская, С. А. Зинченко
М.: Институт востоковедения РАН, 2024.
Russian Sociological Review. 2024. Vol. 24. No. 4.
В кн.: Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама. М.: Институт востоковедения РАН, 2024. Гл. 2. С. 61-83.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
Так как Школа являлась Объединенной, ребята могли посещать лекции и других направлений, но такая практика встречалась редко, ведь большей частью слушатели все-таки уже успели выбрать конкретное направление до того, как приехать в Школу.
В первый день участников ждало официальное открытие Зимней Школы, которое началось с выступления Вадима Валерьевича Радаева. Вадим Валерьевич ответил на все вопросы студентов и рассказал об основных магистерских программах. Затем следовало приветствие деканов факультетов. Александр Борисович Каменский подробно рассказал о факультете истории: истории создания, основных направлениях дальнейшего развития, организации учебного процесса и, конечно же, магистерской программе. В перерыве после выступлений некоторым ребятам даже удалось пообщаться с Александром Борисовичем лично, задать ему интересовавшие их вопросы. Об этом они потом рассказывали мне с восхищением: никто и не думал, что удастся поговорить с самим деканом! Да ещё и в относительно неформальной обстановке.
В этот же день состоялась презентация магистерских программ, которые от факультета истории провели профессор кафедры социальной истории Алсу Назимовна Бикташева, доцент кафедры политической истории Елена Борисовна Шарнова и студентка 2 курса магистратуры «История знания и социальная история», стажер-исследователь ИГИТИ Анастасия Шалаева.
В последующие два дня ребятам предстояло слушать лекции, посещать мастер-классы преподавателей выбранного ими направления. Они могли также после лекций задать все интересующие их вопросы. В первый день лекцию о картине «Бар в Фоли Бержер" Эдуарда Мане прочитал Олег Сергеевич Воскобойников, поделившись опытом анализа и описания художественного произведения. С древнерусской архитектурой XVIII в. студентов познакомил Лев Карлосович Масиель Санчес. На этих лекциях по понятным причинам присутствовали и студенты-культурологи, на которых наши историки искусства произвели особое впечатление, а после первой лекции вообще завязалась дискуссия. Во второй половине дня ребят ждала лекция Кирилла Алексеевича Левинсона, в которой он осветил некоторые моменты из истории представлений об умении правильно писать. Дмитрий Анатольевич Добровольский провел семинар, посвященный современной текстологии.
Уже в первый день некоторые студенты поняли, что нашли специалистов, с которыми им хотелось бы работать дальше; преподавателей, которые могли бы стать их руководителями в дальнейших исследованиях. А если кто-то и не нашел темы по душе, то это точно произошло уже на второй день Зимней Школы.
С утра лекции прочли Илья Геннадьевич Гурьянов и Елизавета Александровна Щербакова. Студенты отметили, что несмотря на то, что темы оказались для большинства их них совершенно новыми, лекторы в полной мере смогли не только раскрыть их за выделенные полтора часа, но и заинтересовать студентов глубже именно этими сюжетами.
После обеда историков ждали два мастер-класса: первый был посвящен палеографии (тема – «Судебно-следственное дело XVIII века») и проведен Ириной Александровной Ролдугиной. Насколько мне известно, кто-то из студентов-историков смог потом дополнительно побеседовать с Ириной Александровной и даже обменяться координатами для дальнейшего сотрудничества. Мастер-класс Елены Борисовны Смилянской («Полевые исследования и методы реконструкции прошлого. Пути изучения традиционной культуры и исторической памяти в отечественной и зарубежной науке») длился две пары, а студенты и уходить не хотели, поэтому слушателям других направлений пришлось подождать историков на церемонии вручения сертификатов об участии в работе Школы.
После этого мы с ребятами-историками собрались для обсуждения впечатлений от Зимней Школы. В целом, все получили что-то полезное для себя: те, кто точно решил, что поступать будет именно в НИУ ВШЭ, поняли, в каком направлении нужно работать и готовиться к магистратуре дальше; кто-то нашел преподавателей, с которыми хотел бы сотрудничать дальше; ну, а кто-то обрел прекрасных друзей, отношения с которыми, я надеюсь, не ограничатся рамками лишь Зимней Школы. Так как Елена Борисовна Смилянская осталась в доме отдыха на ночь, ребята попросили нас с Настей пригласить ее для неформального общения, на что Елена Борисовна, покорившая студентов своим обаянием, согласилась с удовольствием. До одиннадцати вечера студенты сидели в холле нашего корпуса, задавая ей вопросы и просто беседуя на интересующие их темы.
В последний день для участников Школы была организована экскурсия по Москве, но не все ребята приняли в ней участие. Кто-то после возвращения в Москву не распрощался сразу с другими участниками, а отправился, например, на выставку М. Эшера в Музей современного искусства или на «Реконструкцию-2» в Фонд «Екатерина».
Отдельное «спасибо» хотелось бы сказать Анастасии Шалаевой и Илье Гурьянову, с которыми студентам удалось пообщаться в неформальной обстановке: с Ильей – в день заезда (и он также прочитал лекцию студентам на третий день Школы); а с Настей – на протяжении всей Школы, ведь она была куратором нашего направления. В один из вечеров (по просьбе ребят-историков) мы собрались после презентаций магистерских программ, и в неформальной обстановке ребята имели возможность побеседовать с Анастасией, которая поделилась своим опытом поступления в Вышку и обучения в ней, а также дала ценные советы. Ребят интересовало не только поступление и сам процесс обучения, но и возможность участвовать в различных проектах, академических обменах, конференциях и семинарах.
Одним из главных плюсов Школы стала для ее участников возможность не только обменяться опытом в рамках одного направления, но пообщаться и подружиться с ребятами с других специальностей. Например, филологи с удовольствием общались с историками, с которыми у них нашлось немало точек пересечения.
Конечно, сама атмосфера располагала к прекрасному усвоению предложенного материала: мало того, что студенты оказались в прекрасном месте, где имели возможность подышать свежим воздухом, гуляя в лесу, так ещё и занятия были организованы таким образом, что ребята работали в небольших коллективах, а это, как известно, увеличивает продуктивность обучения (особенно во время мастер-классов).
И, конечно же, лучшими свидетельствами являются слова самих участников Школы, которые в эти дни только познакомились с нашими преподавателями, системой обучения, организацией учебного процесса и некоторыми студентами:
Юлия Кудина (г. Санкт-Петербург): «В эти дни был настоящий фейерверк знаний. Лично я узнала столько всего нового и, самое главное, полезного, что смогу все это применить в своей учебной и научной работе уже сейчас».
Анна Кондратьева (г. Саратов): «Очень грустно уезжать завтра из Москвы, осознавая, что Школа закончилась. Это были чудесные дни, я безумно рада, что вы все случились в моей жизни! Надеюсь, что мы будем видеться в Вышке в следующем учебном году. Ночные разговоры об искусстве, чтения Ницше наизусть, обсуждения больших списков литературы - только с вами и только в этой школе такое могло произойти. Спасибо каждому, кто сделал эту школу возможной и такой прекрасной!»
Александр Саленков (г. Москва): «Это были дни обаятельных людей и аудиторных компетенций! Пожалуй, одно из самых замечательных событий моей студенческой жизни! Огромное всем-всем спасибо!»
Полина Коваленко (г. Москва): «Такая концентрация умнейших и интереснейших людей в студенческой среде - большая редкость. Спасибо организаторам за чудеснейшую атмосферу!»
Хотелось бы поблагодарить Юлию Валерьевну Горбатову, которая была главным куратором Объединенной Гуманитарной Школы и без которой всего этого бы не произошло. Спасибо ей и за интереснейший фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», который мы смотрел в наш первый вечер. От себя лично хочу поблагодарить Юлию Владимировну Иванову, которая предоставила мне возможность стать участником по направлению «История» и одновременно его координатором. Именно она полностью составила программу для историков Зимней Школы, пригласила преподавателей и сделала все возможное, чтобы эти два дня стали полезными и занимательными для тех, кто решил поступать в магистратуру на факультет истории НИУ ВШЭ.
И спасибо, конечно же, моим коллегам-волонтерам с факультета философии, Даниилу Маштакову и Роману Устьянцеву, с которыми были очень приятно и весело работать.