• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
О так называемых «Змеиных богинях» Крита периода «новых дворцов»

Зинченко С. А., Солька А. А.

В кн.: История и теория культуры : Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 116-137.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Памяти Рафаила Ганелина

В ночь на 12 октября ушел из жизни выдающийся российский историк, член-корреспондент РАН Рафаил Шоломович Ганелин. Читайте слова памяти прекрасному ученому, написанные профессором О.В. Будницким здесь

Рафаил Шоломович был автором многочисленных работ по истории России конца XIX – начала XX в., историографии, источниковедению. Им (совместно с Б.В. Ананьичем) была подготовлена первая на родине публикация мемуаров С.Ю. Витте. Совместно с Б.В. Ананьичем - старым другом и соавтором многих работ была выпущена монография «С.Ю. Витте и его время» (1999), удостоенная академической премии им. В.О. Ключевского.

                В последнюю четверть века все большее место в творчестве Р.Ш. Ганелина стал занимать советский период истории, в том числе история советско-германских отношений накануне и во время Второй мировой войны. Но место Р.Ш. Ганелина в историографии определяется не только его трудами. А.С. Туманова, одна из многих переславших автору этих строк сообщение о кончине Р.Ш., написала в своем письме: «Многое было связано с этим ЧЕЛОВЕКОМ».

                Рафаил Шоломович был человеком с твердыми нравственными понятиями, пользовавшимся безусловным авторитетом в научной – да и не только научной - среде. Он был готов помочь – и помогал – многим. В последние годы его занимала, как мне кажется, проблема нравов и нравственности в исторической науке. Об этом, в частности, подготовленный им сборник «”Что вы делаете со мной!” Как подводили под расстрел. Документы о жизни и гибели Владимира Николаевича Кашина» (2006). Это книга о том, как коллеги по Ленинградскому отделению Института истории АН в 1937 г. способствовали аресту и гибели своего товарища. О быте и нравах эпохи его необыкновенно живая и остроумная книга «Советские историки: о чем они говорили между собой. Страницы воспоминаний о 1940-х — 1970-х годах» (2004).

                Мне посчастливилось общаться (не слишком часто) с Рафаилом Шоломовичем в последние полтора или два десятилетия. У нас не было никаких деловых отношений. Рафаил Шоломович предложил заходить, я зашел, и впоследствии мы с женой во время поездок в Питер старались у него бывать. Было просто приятно с ним общаться, разговаривать. Точнее, слушать. Р.Ш. был изумительным рассказчиком. Он мог говорить часами, и это никогда не надоедало. Значительную часть его книги о советских историках я прослушал в устном исполнении автора; к сожалению, многое из рассказанного в книгу не вошло: бумага бы описания кое-каких жизненных реалий, да и особенностей русского языка, просто не выдержала. В последние годы Рафаил Шоломович не мог ходить, его отвозили на работу, в Институт истории (он также преподавал в СПб. Университете и Европейском университете в С.-Петербурге). Однако физический недуг никак (во всяком случае, так казалось) не сказывался на его творческой активности. Невысокого роста, с гладким черепом, очень живой, он излучал энергию, «фонтанировал» идеями и афоризмами. И выпускал книгу за книгой. Невозможно поверить, что его больше нет.

О.В. Будницкий