• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
16 эссе об истории искусства

Воскобойников О. С.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.

Глава в книге
Трирский капитулярий как пример перевода латинского правового текста в Восточно-Франкском королевстве X в.

Земляков М. В.

В кн.: Восточная Европа в Древности и Средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Выпуск XXXIV. Межэтнические контакты в социокультурном контексте. Вып. 34. М.: ИВИ РАН, 2022. С. 97-101.

Препринт
Popular Music as Cultural Heritage: Memory of the Leningrad Rock Club in St. Petersburg

Kolesnik A., Rusanov A.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. No. 205.

Встреча московских школьников с профессором Игорем Николаевичем Данилевским

В конце января 2013 года в ГБОУ ЦО №825 состоялась  встреча школьников с Игорем Николаевичем Данилевским - доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой истории идей и методологии исторической науки факультета истории НИУ ВШЭ. 
Ребята 10-х, 11-х и 8-х классов с огромным интересом участвовали в обсуждении вопросов, касающихся норманнской теории, летописных сводов, правления русских князей. Игорь Николаевич в увлекательной форме осветил сложные исторические процессы, происходившие в Древнерусском государстве.

Отзывы о встрече  с И. Н. Данилевским.

Артём Климовский, 10 класс : «Мне очень понравился данный способ проведения учебного занятия по истории. Исторические факты с юмористической ноткой производят большое впечатление, материал лучше запоминается. Игорь Николаевич – очень хороший педагог, он сразу привлёк к себе внимание и не давал расслабляться. Мы вникали в суть темы и пытались разобраться в проблемах исторического знания. Спасибо за пример с Куликовской битвой. С нетерпением жду повторения встреч с этим историком».

Андрей Жаров, 10 класс :  «Лекция потрясающая!!! Очень увлекательно! История – интересный предмет, особенно история своей страны. Вы, Игорь Николаевич, это в очередной раз доказали. Спасибо большое Вам».

Артур Григорян, 10 класс: «Эта лекция произвела на меня большое впечатление. Моя вера в историю была окончательно подорвана, сломана моя точка зрения о разных исторических событиях, особенно битвах. Теперь история перестала быть для меня объективной наукой, лекция заставила задуматься о разных трактовках исторических событий.  Спасибо Игорю Николаевичу за отличную, познавательную и очень глубокую лекцию».

Иван Лабахуа, 10 класс: «Мне очень понравилась лекция Данилевского Игоря Николаевича. Я сломал своё привычное видение истории просто за несколько минут! Один факт – и вся красивая картина битвы на Куликовом поле рушится. Честно сказать – лекция незабываемая! Это была интересная встреча с историком и просто увлекательным человеком».

М.А. Дрёмов, учитель русского языка и литературы, канд. филол. наук:

Я давно знал Игоря Николаевича Данилевского по его книгам, использовал их на уроках древнерусской русской литературы (по «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве» и, разумеется, «Житию Александра Невского») и во время экскурсий в Новгород или Владимир. Самым важным в его концепции я считаю стремление передать активное, заинтересованное, творческое восприятие истории, исторической действительности теми, кто был современником событий, или их ближайшими потомками. Преодолеть «хрестоматийный глянец» как в истории, так и в литературе в сегодняшнем школьном преподавании особенно важно, так как очередной этап «лакировки» уже идёт. Для меня И.Н. Данилевский — один из лучших современных историков, а особенно я ценю его стремление активно противостоять исторической лженауке, в частности представителям т.н. «новой хронологии». Поэтому выступление Игоря Николаевича с лекцией перед моими учениками в нашей школе было для меня весьма значимо.

         Лектор И.Н. Данилевский замечательный. Достаточно сказать, что современные школьники — а среди них были разные, в том числе двоечники и бездельники — внимательно слушали рассказ в течение полутора часов. Это уже о многом говорит. Важно и то, что лектор, хотя и стремился к занимательности, не упрощал, не адаптировал материал. Когда учёный может о сложном рассказать просто и доступно, когда он не только исследователь, но и популяризатор науки — это высший уровень.

         Несмотря на специфику аудитории, Данилевский не стал обходить стороной концептуальные вопросы и сформулировал свою идею о том, что историк, особенно историк древности, занимается не столько реконструкцией исторических событий, сколько анализом восприятия этих событий в общественном сознании. Иначе говоря, речь идет об идеологии и её роли в гуманитарном знании. Отстаиваемая Данилевским критика «государственнического» подхода в историографии (нашедшего отражение, в частности, не только в решении, но и в самой постановке «норманнской проблемы», о чём и была половина лекции) — это стремление указать на то, что за каждым историческим событием и его оценкой стоят прежде всего политические и экономические интересы определённых социальных классов и групп, которые они стремятся выдать за государственные, т.е. общенациональные.

         Во многом в рассматриваемой И.Н. Данилевским проблемной области история напрямую смыкается с литературой, что для меня, преподавателя литературы, особенно важно.

         Очень надеюсь на то, что наше сотрудничество с Игорем Николаевичем Данилевским будет продолжено.

Спирина М. Н. учитель истории и обществознания:

Данилевский Игорь Николаевич – руководитель магистерской программы «Информационные ресурсы исторической науки», по которой я уже второй год прохожу обучение в ВШЭ. Лекции Игоря Николаевича по «Исторической текстологии», по «Теории и практике исторических реконструкций» изменили мои привычные представления об исторических событиях. Своими впечатлениями, новыми знаниями делилась с учениками на уроках. Огромное удовольствие доставляет работа с текстами – сложно и в то же время интересно. Как  умеет Игорь Николаевич ненавязчиво вызвать интерес к работе с историческими источниками! В ходе работы на уроках истории возникало много противоречивых суждений. Вставали самые разные вопросы: о различных трактовках тех или иных событий; можно ли доказать,  какая летопись старше, каким образом; как работает историк с древними летописями и др. Во время работы с детьми я часто ссылалась на работы Игоря Николаевича. А ещё мне очень хотелось пригласить его к нам в 825 школу на встречу с ребятами. Но я понимала, как он занят, поэтому стеснялась обратиться к нему с такой просьбой. А потом решилась и написала ему. Игорь Николаевич сразу согласился приехать к нам в школу. Мы договорились о встрече, которая состоялась 24 января. Собрались ребята 10-х, 11-х, 8-х  классов, учителя истории, словесности, директор школы и др. Во время лекции, а точнее тёплого общения, я смотрела на своих учеников – с каким интересом они слушали известного историка. И не было преграды между великим учёным и обычными школьниками. Спасибо Игорю Николаевичу!