• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама

Большаков В. А., Дандамаева З. Э., Дубровская Д. В. и др.

М.: Институт востоковедения РАН, 2024.

Глава в книге
Самоорганизация российской общественности. Формы и содержание деятельности ассоциаций в начале XX века
В печати

Туманова А. С.

В кн.: Очерки русской культуры. Начало ХХ века. Культурно-информационное пространство. М.: Издательство "Политическая энциклопедия", 2025.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Новая книга сотрудников Лаборатории медиевистических исследований

Новая книга сотрудников Лаборатории медиевистических исследований

Увидел свет первый коллективный научный труд Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ «Средневековая Европа: Восток и Запад», связанный с объединившим всех сотрудников проектом «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия».

Он открывает серию Polistoria, которой призвано выразить идею множественности и разнообразия «истории» (которую в данном случае можно понимать двояко: и как цепь событий, и как рассказ о них), столь милую сердцам авторов. История средневековой Европы не может быть ничем иным, как polistoria — и в силу необозримой множественности возникающих, порой обрывающихся, порой появляющихся опять, но вновь теряющихся сюжетов, и благодаря бесчисленным возможностям поведать о них тем или иным образом.

Серия Polistoria будет посвящена вечной и вместе с тем неисчерпаемой не только для отечественных медиевистов, но и для российских интеллектуалов вообще, теме взаимоотношений и взаимодействий Востока и Запада, католической и православной (а временами и мусульманской) частей средневековой Европы. Поскольку в средневековой истории можно найти не только сведения о событиях минувших дней, но и обоснования для конструирования современных идентичностей, эта проблематика представляется неисчерпаемой. Однако сотрудники Лаборатории, принявшие участие в составлении этого сборника, выбрали для своих статей наименее изученные сюжеты.

Сборник открывает статья «Брак и власть между Западом и Востоком: матримониальный портрет династии Рюриковичей», написанная А.Ф. Литвиной и Ф.Б. Успенским. В ней анализируются брачные стратегии и стратегии имянаречения у Рюриковичей.

А.Ю. Виноградов, автор статьи «Стратегия имянаречения у восточнохристианских правителей VII–XIII вв. в сравнительной перспективе (Багратиды, Комнины Рюриковичи): an approach» поставил перед собой цель проследить использование аналогичного описанному А.Ф. Литвиной и Ф.Б. Успенским принципа имянаречения в семьях восточнохристианских правителей.

О.С. Воскобойников в статье «Судьба человека. Средневековые путешествия Аристотеля между Востоком и Западом» проследил циркуляцию текстов и идей в средиземноморском регионе на примере распространения подлинных и мнимых сочинений Аристотеля.

М.В. Дмитриев, руководитель субпроекта Лаборатории «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» сопоставил модели отношения к иноверцам на Востоке и на Западе в статье «Московская Русь перед лицом “иноверия”: восточнохристианская модель религиозного плюрализма?».

М.А. Бойцов в статье «Различные взгляды на посольство Ивана IV к императору Максимиллиану II в 1576 г.» проанализировал посольские церемонии (и их описания заинтересованными свидетелями) при встрече представителей Востока и Запада.

И наконец, А.В. Шарова в статье «Всеобщая история в общественно-политической жизни России начала ХХ века» показала, как классическая российская медиевистика XIX–XX вв. сама складывалась в ходе осмысления вопроса именно об историческом соотношении Востока и Запада Европы.