• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Историческая текстология

Данилевский И. Н.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.

Статья
Старообрядчество в 1917 г.

Kerov V.

Rossiiskaia Istoria. 2018. No. 1. P. 143-160.

Глава в книге
Правовые акты Русской митрополии при Константине I (1156—1159 гг.)

Виноградов А. Ю., Желтов М. с.

В кн.: У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.: Институт российской истории РАН, 2018. С. 35-56.

Препринт
The Concepts of Fundamental Laws and Constitution in the 18th Century Russia

Polskoy S.

SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2018. No. No. WP BRP 169/HUM/2018.

Новая книга сотрудников Лаборатории медиевистических исследований

Увидел свет первый коллективный научный труд Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ «Средневековая Европа: Восток и Запад», связанный с объединившим всех сотрудников проектом «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия».

Он открывает серию Polistoria, которой призвано выразить идею множественности и разнообразия «истории» (которую в данном случае можно понимать двояко: и как цепь событий, и как рассказ о них), столь милую сердцам авторов. История средневековой Европы не может быть ничем иным, как polistoria — и в силу необозримой множественности возникающих, порой обрывающихся, порой появляющихся опять, но вновь теряющихся сюжетов, и благодаря бесчисленным возможностям поведать о них тем или иным образом.

Серия Polistoria будет посвящена вечной и вместе с тем неисчерпаемой не только для отечественных медиевистов, но и для российских интеллектуалов вообще, теме взаимоотношений и взаимодействий Востока и Запада, католической и православной (а временами и мусульманской) частей средневековой Европы. Поскольку в средневековой истории можно найти не только сведения о событиях минувших дней, но и обоснования для конструирования современных идентичностей, эта проблематика представляется неисчерпаемой. Однако сотрудники Лаборатории, принявшие участие в составлении этого сборника, выбрали для своих статей наименее изученные сюжеты.

Сборник открывает статья «Брак и власть между Западом и Востоком: матримониальный портрет династии Рюриковичей», написанная А.Ф. Литвиной и Ф.Б. Успенским. В ней анализируются брачные стратегии и стратегии имянаречения у Рюриковичей.

А.Ю. Виноградов, автор статьи «Стратегия имянаречения у восточнохристианских правителей VII–XIII вв. в сравнительной перспективе (Багратиды, Комнины Рюриковичи): an approach» поставил перед собой цель проследить использование аналогичного описанному А.Ф. Литвиной и Ф.Б. Успенским принципа имянаречения в семьях восточнохристианских правителей.

О.С. Воскобойников в статье «Судьба человека. Средневековые путешествия Аристотеля между Востоком и Западом» проследил циркуляцию текстов и идей в средиземноморском регионе на примере распространения подлинных и мнимых сочинений Аристотеля.

М.В. Дмитриев, руководитель субпроекта Лаборатории «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» сопоставил модели отношения к иноверцам на Востоке и на Западе в статье «Московская Русь перед лицом “иноверия”: восточнохристианская модель религиозного плюрализма?».

М.А. Бойцов в статье «Различные взгляды на посольство Ивана IV к императору Максимиллиану II в 1576 г.» проанализировал посольские церемонии (и их описания заинтересованными свидетелями) при встрече представителей Востока и Запада.

И наконец, А.В. Шарова в статье «Всеобщая история в общественно-политической жизни России начала ХХ века» показала, как классическая российская медиевистика XIX–XX вв. сама складывалась в ходе осмысления вопроса именно об историческом соотношении Востока и Запада Европы.