Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Под редакцией: Д. В. Дубровская, С. А. Зинченко
М.: Институт востоковедения РАН, 2024.
Электронный научно-образовательный журнал "История". 2024. Т. 15. № 5(139).
В кн.: Бартольдовские чтения: Программа и тезисы докладов Международной научной конференции, Москва, 24–26 апреля 2024 года. М.: ИВ РАН, 2024.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
По приглашению профессора Николя Вейль-Паро сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ профессор Олег Воскобойников выступил с докладом, приуроченным к выходу в свет нашей очередной коллективной книги, вышедшей в серии Micrologus library. Это третья в ней книга на счету Лаборатории. Первая была посвящена идеям гармонии в Средние века и тоже была подготовлена к печати Олегом Воскобойниковым. Вторая - его же критическое издание латинских трактатов Михаила Скота. Чтобы представить новую книгу, ее редактор выступил на французском языке с докладом "Красноречие лица в позднее Средневековье", Eloquence du visage à la fin du Moyen Âge.
Докладчик начал с общих соображений о том, как сегодня можно изучать лицо в рамках истории культуры, пользуясь методами нескольких гуманитарных дисциплин, включая историю, филологию, историю науки и искусствознание. Затем он перешел к более частному вопросу об истории новоевропейского портрета, рождение которого совпало с осенью Средневековья и расцветом Возрождения. Этот портрет, унаследованный культурой классического Запада и Россией, претендовал и претендует на изображение индивидуального лица конкретного портретируемого - живого или ушедшего из жизни. Автор попытался сместить акцент со слова "портрет" на слово "лицо" и в этой большой и классической по сути дела теме. Для этого он воспользовался промежуточным понятием "маски", потому что каким бы индивидуализированным не был портрет позднего Средневековья и раннего Нового времени, он в определенной степени тоже "маска", потому что по определению предъявляет индивида в некоей заранее заданной и выраженной средствами искусства роли.
Слова "роль" и "маска" связаны с историей театра, но христианская цивилизация приспособила их и для учения о самом важном догмате своей религии - Троицы. Как известно, лики Троицы называли и называют также ипостасями и - на Западе - personae. Именно поэтому вторая часть доклада была посвящена изображению троического догмата в искусстве Востока и Запада. О.С. Воскобойников сопоставил такие первостепенной важности памятники первой половины и середины XV века, как "Гентский алтарь" братьев Ван Эйков, "Коронование Девы Марии" Энгеррана Картона и "Троицу" Андрея Рублева. Это сопоставление позволило ему выявить как общие черты в изображении лиц, так и различия. В частности, докладчик использовал находки коллег из Третьяковской галереи, в первую очередь, Софьи Свердловой, которые свидетельствуют о том, как долго и старательно Рублев искал художественное решение ликов Троицы. Свою трактовку знаменитой иконы докладчик обосновал детальным описанием и анализом памятника.
Доклад Олега Воскобойникова собрал в реальной и виртуальной аудиториях Высшей практической школы около пятидесяти участниц и участников из России, Франции, Англии, США, Германии, Италии и Швейцарии. В дискуссии приняли участие студенты, аспиранты, исследователи и преподаватели, в том числе сотрудники лаборатории Михаил Дмитриев и Светлана Яцык.