Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Под науч. редакцией: А. Б. Каменский
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Электронный научно-образовательный журнал "История". 2025.
В кн.: История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сб. статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (22–25 октября 2024 г.). М.: ИРИ РАН, 2024. С. 495-500.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
4 июля 2023 года доцент Школы исторических наук Михаил Вячеславович Земляков выступил на Международном конгрессе медиевистов (Leeds International Medieval Congress , 2-7 июля) с докладом на английском языке «Некоторые наблюдения над библейским правом в прологе Законов Альфреда Великого: перевод и интерпретация» (Some Observations on the Biblical Law in the Prologue of the Laws of Alfred the Great: Translation and Interpretation).
Школа исторических наук: Доцент
«Моё выступление проходило в онлайн-формате на секции, которая была посвящена ключевому сюжету истории раннесредневековой Англии – переводам на древнеанглийский язык латинских памятников при дворе короля Альфреда Великого (871-899). Среди наиболее важных переводов – псалмы царя Давида, «Монологи» блаженного Августина, «Утешение философией» Боэция, «Пастырское правило» Григория Великого. Все они обсуждались на секции её участниками – историками литературы, филологами и лингвистами.
В своём докладе я коснулся проблемы перевода на народный язык в кругу Альфреда Великого извлечений из древнего иудейского права, которые были помещены королём в прологе собственных законов конца IX в. По преданию, эти заповеди получил от господа пророк Моисей. Сам перевод мало изучен в отечественной научной традиции, однако в англоязычной науке вызывает оживлённые дискуссии и по сей день. Исследователи на протяжении двух столетий продолжают спорить о том, являлся ли сам король автором перевода или просто руководил работой придворных; какими источниками пользовался переводчик и в какой мере он трансформировал их текст при воспроизведении библейских норм в новом историческом и культурно-географическом контексте.
Мне удалось обратить внимание слушателей на то, что текст пролога Законов Альфреда нельзя считать дословным переводом, «подстрочником» одной из книг Ветхого Завета («Исход», «Левит», «Числа» или «Второзаконие»): он является скорее парафразом ветхозаветной традиции, в котором можно встретить многочисленные аллюзии на общественно-политические изменения в жизни англо-саксов IX в.
Так, Альфред Великий особенно выделял свою роль в создании писаного права в противовес устной проповеди Христа и апостолов, приравнивал оскорбление королевского достоинства к хуле на бога (чего, разумеется, не могло быть в латинском переводе Библии конца IV в. – Вульгате). С другой стороны, в тексте пролога Законов Альфреда были сделаны вставки, которые можно объяснить влиянием обычного права англо-саксов: например, «Книга Исхода» в случае неумышленного убийства предлагала найти убежище у алтаря, а король Альфред добавил к этому право убийцы выкупить свою жизнь при помощи виры.
После доклада все участники обсудили его основные идеи и высказали ценные замечания и пожелания, которые касались в том числе уточнения дефиниций (что следует понимать под «переводом», «интерпретацией», «интерполяцией» в литературных и законодательных источниках англо-саксонской эпохи). Участие в конгрессе стало для меня неоценимым опытом представления широкой аудитории моего исследовательского подхода. Я уверен, что участие российских специалистов по истории Англии раннего Средневековья в подобных международных встречах просто необходимо хотя бы для того, чтобы иметь возможность более объективно оценить состояние дел в своей научной области и отчётливее представлять себе основные тенденции и направления её развития».