Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Проект Школы исторических наук для школьников 8-11 классов и всех интересующихся историей. Регулярные онлайн-встречи с ведущими специалистами: историками, археологами, этнологами.
Крестьянников Е. А., Любичанковский С. В., Азаматова Г. и др.
Тюмень: ТюмГУ-Press, 2025.
Российская история. 2025. № 4. С. 24-37.
In bk.: A Danubio ad Gothiam. La christianisation du nord-ouest de la mer Noire dans l’Antiquité tardive – The Christianization of the North-Western Black Sea during Late Antiquity. Turnhout: Brepols Publishers, 2025. P. 37-42.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.

Аннотация: Психологический поворот в социально-гуманитарном/историческом познании рассматривается в жесткой обусловленности переходом от классической модели науки к неклассической на рубеже XIX – XX вв. Ключевые моменты конституирования психологии как автономной научной дисциплины / сепарации ее от философии обнаруживаются в философии и описательной психологии В. Дильтея и основоположника русской версии неокантианства А.И. Введенского, обосновавшего принцип признания чужой одушевленности как гносеологический и как этический (четвертый постулат практического разума). Показано, что в методологии социально-гуманитарных наук психологический поворот воплотился в методе источниковедения А.С. Лаппо-Данилевского, разработавшего процедуры интерпретации как основу получения научного знания в гуманитарных науках и придававшего базовое значение интерпретации психологической. Очерчены перспективы социально-гуманитарного знания после психологического поворота, с учетом влияния концепции З. Фрейда.
Публикация доступна в электронном виде.
Информация о журнале.