Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Волков С. Н., Гончарик Н. В., Дегтерев Д. А. и др.
Институт Африки РАН, 2024.
Российская история. 2025. № 3.
В кн.: География искусства. Смыслы пространства. М.: ГИТР им.М.А.Литовчина, 2024. С. 371-384.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
В этом году конференция состоялась в 36-й раз, а представленные на ней доклады были посвящены многообразию родственных связей в общественно-политической, экономической и культурной жизни различных государств Европы и Азии, начиная с древности и заканчивая XIV в.
На открытии конференции прошла презентация новых изданий Центра. На пленарном заседании состоялись выступления двоих сотрудников Школы исторических наук. Пётр Сергеевич Стефанович в своём докладе рассказал об использовании образа «сыновей русских» в древнерусском летописании, житийной литературе и произведениях иных жанров, созданных в XI-XIV вв. На основе анализа широкого круга текстов он убедительно доказал, что для книжной культуры того времени было характерно отождествление этнической и политической общности, населявшей древнерусские княжества, с сыновьями, а занимаемой ими территории – Русской земли, – с матерью. В качестве возможного источника такого представления Пётр Сергеевич отметил библейскую традицию, выделив в ней образы «сынов Израилевых» и «детей Божиих».
Михаил Вячеславович Земляков посвятил своё сообщение перечням и генеалогиям правителей франков, лангобардов и англо-саксов, дошедшим до нас в списках германских правовых источников VIII-XII вв. На основе дополнения юридической традиции иллюстративным материалом и раннесредневековыми нарративными памятниками он показал, что для лангобардов и англо-саксов важную роль в легитимации королевской династии играло обращение к общегерманской мифологии и ветхозаветной традиции. Например, одна из итальянских рукописей содержала две миниатюры, на одной из которых был представлен легендарный эпизод истории племени лангобардов (получение имени от Вотана), а на второй изображён автор первого правового памятника королевства лангобардов – Ротари. Вместе с тем, англо-саксонские писцы возводили генеалогии своих правителей напрямую к Вотану, а в отдельных случаях – даже к Ною и Адаму. Ничего подобного не обнаруживается в списках франкских королей, род которых брал начало от первого христианского короля – Хлодвига.
Андрей Юрьевич Виноградов представил свои выводы о роли брака Владимира Святославича и Анны Багрянородной в формировании предания о христианизации Руси. За счёт привлечения западноевропейских, византийских и восточных источников он выделил этапы складывания этого летописного рассказа, доказав то, что представление о необходимости крещения русского князя и военного союза с императором в обмен на руку византийской принцессы возникает не позднее конца 1010-х гг., тогда как «Корсунская легенда» заимствовала этот мотив на несколько десятилетий позднее. Положения доклада вызвали бурную дискуссию, которая продолжилась после заседания секции в кулуарах конференции.
Все материалы Пашутинских чтений были опубликованы и находятся в открытом доступе.