• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Миротворчество в многополярном мире

Аду Я. Н., Андронова А. Р., Антонов А. Н. и др.

М.: Аспект Пресс, 2024.

Статья
«Везде должна по мелочам»: экономическое положение фрейлин при дворе Николая I

Долгова М. А.

Вестник Пермского университета. Серия: История. 2024. № 1(64). С. 83-92.

Глава в книге
Галерея Тейт

Салтыкова В. А.

В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (2024). БРЭ, 2024.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Сотрудники Школы исторических наук на конференции «Восточная Европа в Древности и Средневековье»

В Институте всеобщей истории РАН 17-18 апреля 2024 г. прошли Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто (1918-1983), основателя и руководителя Сектора истории древнейших государств на территории СССР Института истории АН СССР (ныне Центр «Восточная Европа в античном и средневековом мире» ИВИ РАН), идейного вдохновителя издания свода «Древнейшие источники по истории народов СССР» (с 1993 г. – «Древнейшие источники по истории Восточной Европы») 

Сотрудники Школы исторических наук на конференции «Восточная Европа в Древности и Средневековье»

В этом году конференция состоялась в 36-й раз, а представленные на ней доклады были посвящены многообразию родственных связей в общественно-политической, экономической и культурной жизни различных государств Европы и Азии, начиная с древности и заканчивая XIV в.

Программа конференции.

На открытии конференции прошла презентация новых изданий Центра. На пленарном заседании состоялись выступления двоих сотрудников Школы исторических наук. Пётр Сергеевич Стефанович в своём докладе рассказал об использовании образа «сыновей русских» в древнерусском летописании, житийной литературе и произведениях иных жанров, созданных в XI-XIV вв. На основе анализа широкого круга текстов он убедительно доказал, что для книжной культуры того времени было характерно отождествление этнической и политической общности, населявшей древнерусские княжества, с сыновьями, а занимаемой ими территории – Русской земли, – с матерью. В качестве возможного источника такого представления Пётр Сергеевич отметил библейскую традицию, выделив в ней образы «сынов Израилевых» и «детей Божиих».

          Михаил Вячеславович Земляков посвятил своё сообщение перечням и генеалогиям правителей франков, лангобардов и англо-саксов, дошедшим до нас в списках германских правовых источников VIII-XII вв. На основе дополнения юридической традиции иллюстративным материалом и раннесредневековыми нарративными памятниками он показал, что для лангобардов и англо-саксов важную роль в легитимации королевской династии играло обращение к общегерманской мифологии и ветхозаветной традиции. Например, одна из итальянских рукописей содержала две миниатюры, на одной из которых был представлен легендарный эпизод истории племени лангобардов (получение имени от Вотана), а на второй изображён автор первого правового памятника королевства лангобардов – Ротари. Вместе с тем, англо-саксонские писцы возводили генеалогии своих правителей напрямую к Вотану, а в отдельных случаях – даже к Ною и Адаму. Ничего подобного не обнаруживается в списках франкских королей, род которых брал начало от первого христианского короля – Хлодвига.

          Андрей Юрьевич Виноградов представил свои выводы о роли брака Владимира Святославича и Анны Багрянородной в формировании предания о христианизации Руси. За счёт привлечения западноевропейских, византийских и восточных источников он выделил этапы складывания этого летописного рассказа, доказав то, что представление о необходимости крещения русского князя и военного союза с императором в обмен на руку византийской принцессы возникает не позднее конца 1010-х гг., тогда как «Корсунская легенда» заимствовала этот мотив на несколько десятилетий позднее. Положения доклада вызвали бурную дискуссию, которая продолжилась после заседания секции в кулуарах конференции.

          Все материалы Пашутинских чтений были опубликованы и находятся в открытом доступе.