Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Проект Школы исторических наук для школьников 8-11 классов и всех интересующихся историей. Регулярные онлайн-встречи с ведущими специалистами: историками, археологами, этнологами.
М.: Издательство Проспект, 2026.
Вестник Томского государственного университета. История. 2025. № 512. С. 127-136.
В кн.: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ: В ЧЕСТЬ 1000-ЛЕТИЯ ГОРОДА СУЗДАЛЯ Материалы Всероссийской научной конференции. Владимир: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", 2025. С. 20-28.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Диссертация посвящена анализу и описанию методов и результатов раскрепощения мусульманок Средней Азии в 1920-е годы. Особо подчеркивается значимость деятельности женотделов при реализации проектов по продвижению гендерного равенства в регионе. Исследование опирается на широкий круг источников: делопроизводство, публицистику, периодику, мемуары. До сих пор считается, что раскрепощение, особенно «Худжум», оказался успешным и навсегда изменил социальную и культурную историю региона. После чего, за мусульманками окончательно закрепились гражданские и политические права, они пополнили ряды советских учебных заведений и государственные предприятия. Исследователи солидарны в репрезентациях раскрепощения как бескомпромиссной борьбы европейцев-коммунистов против паранджи, которая являлась для них символом «бытовых пережитков» автохтонного населения. Историки делают акцент на том, что раскрепощение, по сути, являлось «принуждением к свободе». Настоящая работа – это попытка провести ревизию подобных репрезентаций в историографии решения «женского вопроса» в советской Средней Азии. В ходе исследования было установлено – раскрепощение потерпело поражение, что признали высокопоставленные среднеазиатские чиновники. Кроме того, Худжум разрушил женотделы и всю инфраструктуру раскрепощения. Женотделам не удалось ликвидировать гендерное неравенство и устаревший, по мнению большевиков, социальный и бытовой уклад коренного населения. В итоге, в начале 1930 года женотделы расформировали, а большевики достигли негласного соглашения со среднеазиатскими коммунистами-мусульманами о прекращении государственной поддержки раскрепощения в обмен на лояльность коренного населения при исполнении социально-экономических реформ.
С текстом диссертации можно ознакомиться по ссылке: https://www.hse.ru/sci/diss/?author=%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2