• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама

Большаков В. А., Дандамаева З. Э., Дубровская Д. В. и др.

М.: Институт востоковедения РАН, 2024.

Глава в книге
П. П. Муратов (1881--1950) -- соавтор "Истории Украины" (1940) У. Э. Д. Аллена

Исэров А. А.

В кн.: Mare nostrum. Вып. 3. Море нарративов. ИВИ РАН, 2024. С. 206-225.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Поэма о конце света на конференции в Институте всеобщей истории РАН

25 октября 2024 г. в ИВИ РАН в рамках научного проекта «История права эпохи Средневековья и Нового времени» состоялась конференция «Право в художественных текстах: заимствования, критика, мутация идей (от Античности до раннего Нового времени)». Свои доклады представили исследователи из ведущих университетов и научных институтов России (МГУ, ИВИ РАН, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Санкт-Петербургский Институт истории РАН). 

Поэма о конце света на конференции в Институте всеобщей истории РАН

Программа конференции.

Утреннее заседание было посвящено преимущественно истории права Испании. В выступлениях участников были затронуты такие темы, как отражение института вассальной присяги в «Песни о моём Сиде» (О.В. Ауров), проблема наследования королевского престола в «Истории Испании» Альфонсо X Мудрого (А.В. Марей), визуальная репрезентация образа Альфонсо X в миниатюрах «Кантиг о святой Марии» (Х. Сота) и правовая терминология в средневековых испанских текстах, написанных на романсе (Г.А. Попова).

На вечернем заседании были представлены доклады об отображении инквизиционного процесса и феодальных обычаев Франции XII-XIV вв. в «Романе о лисе» (О.И. Тогоева) и аллегорических образов Справедливости и иных добродетелей в сочинениях французских авторов XIV-XV вв. (П.А. Бычков), дискуссии вокруг престолонаследия в елизаветинской Англии в трагедии английских юристов Т. Нортона и Т. Сэквилла «Горбодук» (А.Ю. Серегина) и влиянии судебного процесса против любовницы Эдуарда III Элис Перрерс на систему образов поэмы У. Ленгленда «Видение о Петре-пахаре» (Е.В. Калмыкова), трактовке Славной революции 1688-1689 гг. в эссе Ч. Дэвенанта (П.Ю. Князев) и методах перевода терминологии английской судебной системы из атласов Г. Меркатора – Й. Хондия и В. Блау в Московском государстве XVII в. (Н.А. Болдырева).

В рамках одного из заседаний прозвучало выступление нашего коллеги, доцента Школы исторических наук Михаила Вячеславовича Землякова, посвящённое уникальному памятнику IX в., дошедшему до нас не полностью – поэме о конце света под названием Muspilli. Органично сочетая в тексте элементы христианской эсхатологии (образы Ильи-пророка, Сатаны и Антихриста) с языческими верованиями (подробное описание Муспеля – мирового пожара), автор неоднократно вплетал в своё повествование древнегерманскую правовую лексику. Так, в поэме можно встретить упоминания о Царе (khuninc) и Царстве божьем на небесах (rihhi), о неподкупном и справедливом Судье (suona), милость которого можно заслужить только постом, молитвой и церковным покаянием. Страшный суд представлялся поэту в виде германского тинга (ding), сотенного судебного собрания (mahal), круга праведников, окружающих престол Бога (gart), и людей, сведущих в земном праве (weroltrehtwisan). Как было показано в докладе, подобная терминология была с большой долей вероятности заимствована из племенного права, религиозной и философской литературы (древнесаксонской поэмы «Спаситель», трудов Ноткера Заики), глоссариев, молитв и заговоров VIII-IX вв., составленных на древневерхнемецком языке.