• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
Прекрасное и утилитарное на Востоке. От докерамического неолита до искусства ислама

Большаков В. А., Дандамаева З. Э., Дубровская Д. В. и др.

М.: Институт востоковедения РАН, 2024.

Статья
Реэвакуация населения в Москву: коррупция и теневой рынок жилья, 1941–1948 гг.
В печати

Тюрин В. И.

Электронный научно-образовательный журнал "История". 2025.

Глава в книге
«Транзитные» визиты Н.С. Хрущева в регионы РСФСР: репрезентация в центральной и региональной советской прессе (середина 1950-х – начало 1960-х гг.)

Петрова Т. М.

В кн.: История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сб. статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (22–25 октября 2024 г.). М.: ИРИ РАН, 2024. С. 495-500.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

«Историческое сознание не может обойти вопроса о человеческом индивиде»: конференция к 100-летию Арона Яковлевича Гуревича

30-31 октября и 1 ноября 2024 г. в ИВИ РАН состоялась конференция, приуроченная к столетию выдающегося учёного.

«Историческое сознание не может обойти вопроса о человеческом индивиде»: конференция к 100-летию Арона Яковлевича Гуревича

Арон Яковлевич Гуревич – один из наиболее ярких представителей исторической антропологии и «новой исторической науки» в нашей стране, основатель альманаха «Одиссей. Человек в истории». Его новаторские исследования (среди которых – «Категории средневековой культуры», 1972; «Проблемы средневековой народной культуры», 1981; «Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla XIII в.», 1989; «Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства», 1990, и другие) приобрели огромное значение для отечественной гуманитарной науки, а также получили восторженные отклики за рубежом и были переведены на многие иностранные языки. 30-31 октября и 1 ноября 2024 г. в ИВИ РАН состоялась конференция, приуроченная к столетию этого выдающегося учёного.

Программа мероприятия доступна по ссылке.

Архив ежегодника «Одиссей» также размещён в сети Интернет.

В течение трёх дней о месте А.Я. Гуревича в отечественной и мировой историографии не раз упоминали в своих выступлениях исследователи из ведущих российских университетов (МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, РАНХиГС, Петрозаводский университет) и научных институтов (Институт всеобщей истории, Институт славяноведения, Институт русского языка, Институт российской истории, Институт мировой литературы, Санкт-Петербургский Институт истории РАН).

На пленарном и секционном заседаниях прозвучало несколько докладов и сообщений, в которых были представлены основные этапы биографии А.Я. Гуревича и проанализирован его вклад в историческую антропологию (П.Ю. Уваров, Т.Д. Соловей, М.Ю. Парамонова, Ю.Е. Арнаутова, Л.А. Трахтенберг, К.А. Левинсон).

Большой блок выступлений был посвящён скандинавским мифологии и сагам, которые для отечественной исторической науки открыл именно А.Я. Гуревич (Е.А. Мельникова, Т.Н. Джаксон, И.Н. Матюшина, В.Я. Петрухин, А.В. Толстиков).

Не менее интересными оказались и доклады по отечественной истории, в рамках которых были затронуты вопросы именования древнерусских князей и бояр (Ф.Б. Успенский, И.Н. Данилевский), сравнивались образы древнерусского Китовраса и немецкого Маркольфа (М.Ю. Реутин), были проанализированы рассказы русских «эмигрантов» из Речи Посполитой о судьбе царевича Дмитрия Ивановича в эпоху Смуты (К.Ю. Ерусалимский).

Поскольку научные интересы А.Я. Гуревича были связаны прежде всего с западноевропейским Средневековьем, этой тематике было уделено на конференции особое внимание. Визуальной истории Средних веков были посвящены выступления об испанской дворцовой архитектуре начала XVI в. (В.А. Ведюшкин), споре аббатств Сен-Дени и Сен-Жермен о каноническом изображении св. Дионисия (М.Р. Майзульс) и монастырской живописи в мастерских Брюгге XV в. (Е.А. Забродина).

Во многих сообщениях были затронуты вопросы религиозной истории Средневековья: проблемы восприятия образа Другого в иноконфессиональной среде на примере Речи Посполитой (М.В. Дмитриев) и Чехии XV в. (Г.П. Мельников), образа «парящей гробницы Магомета» в историописании христианского Запада (С.И. Лучицкая), мотива «адской охоты» в средневековой новелле (И.К. Стаф), конструирования образа самозванца как Антихриста в немецкой хронистике XIII-XIV вв. (А.Б. Герштейн) и историография средневековых ересей в конце XX-XXI в. (Г.В. Бакус).

Средневековая культура и словесность также нашли своё отражение в докладах участников конференции, посвящённых стилю мышления в литературе высокого Средневековья (О.С. Воскобойников) и процессу формирования мифа о путешествии Карла Великого в Иерусалим (Э.Э. Отакулов). Нашлось место даже сюжетам, связанным с Новым временем, в частности, в выступлениях об отчётах секретных агентов в Париже XVIII в. (Л.А. Пименова) и образах исторической действительности в нравоописательных очерках XIX в. (В.А. Мильчина).

В конференции принимали участие наши коллеги из Высшей школы экономики. Профессор Школы исторических наук, академический руководитель ОП «Русь и средневековый мир» Пётр Сергеевич Стефанович рассказал присутствующим о хронотопе поэмы «Задонщина» XIV в. Он показал в своём выступлении, как в речи рассказчика переплетаются реальные и вымышленные персонажи, как исторические события битвы на Куликовом поле соседствуют с легендарными преданиями и сказаниями Древней Руси. Особое внимание П.С. Стефанович уделил пространственным границам термина «Русь», который использовал автор «Задонщины».

Доцент Школы исторических наук Михаил Вячеславович Земляков затронул в своём докладе тему легендарной истории средневековых племён и народов, обратившись к «национальному мифу» готов и лангобардов в историописании VI-VIII вв. На основе анализа многообразных источников раннесредневековых авторов (устных преданий, трудов античных географов и историков, произведений отцов церкви и пр.) им было убедительно показано, что в большинстве своём они вовсе не пытались противопоставить германские племена Риму в образе Другого (эта роль отводилась скорее гуннам). Напротив, постоянные отсылки к их военным победам над великими правителями древности, к помощи языческих богов в деле завоевания новых территорий должны были если не показать равенство готов и лангобардов с римлянами, то, по крайней мере, подтвердить их права на наследие античной цивилизации.