• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Gentleman's magazine. 1793. Feb. Vol. 63. Pt.1. P. 121



Знаменитая конная статуя Петра Великого.

Описание известного камня, который служит пьедесталом для Статуи Петра Великого, в Санкт-Петербурге, гравюра которой была приведена в номере 53, на странице 128 (а также см. том 45, С. 488; том 48, С. 334).

Нынешняя императрица, Екатерина Вторая, решив воздвигнуть конный памятник Петру Великому, привлекла Этьена Фальконе[1] (Stephen Falconet), который был ответственен за строительство этого памятника. Он придумал новый вариант пьедестала для памятника, величественную модель которого сконструировал. Это был камень неправильной формы, что может указывать потомкам, как этот Герой и Законодатель отдал свою жизнь своей стране, и какие препятствия он смог преодолеть на пути своего правления.

Идея, настолько оригинальная и возвышенная, приобрела признание каждого, кто с ней ознакомился.  Но сложность состояла в том, чтобы найти достаточный по форме и размерам камень во имя величия проекта.

Удача, которая всегда благоприятствует достойным дерзновениям, ничего не может поделать с обыденностью и заурядностью, но удача все же сопутствовала этой благородной задумке. Камень, родом из необъятных болот неподалеку от Финского Залива, был найден[2]. На первый раз он был сочтен достаточно подходящим для исполнения проекта мастера. Были направлены люди для замера камня, которые обнаружили, что его линейные размеры, оказались равны 42 футам в длину и 34 футах в ширину[3].

Самой идеи о транспортировке такого массивного объекта достаточно, для того чтобы ужаснуть простого человека (common mind). Тем не менее, в правление Екатерины Второй, сложности никогда не были помехой для достижения цели. Проект по доставке этого камня в центр столицы, настолько дерзкий, даже достойный сравнения с древнеримским величием, был незамедлительно претворен в жизнь.

Учитывая вышесказанное, были начаты работы по раскопке камня для обнаружения его нижней границы. Довольно естественно предполагать, что то, что возвышалось над болотами, было только вершиной этого невероятных размеров камня, который спускался глубоко в недра земли. Но каково было удивление, когда обнаружилось, что этот массив ни в коем образе не уходит вниз, а лежит на поверхности[4], будто это мираж!

К этому же прибавился не менее примечательный факт, что среди этих обширных болот и их окружения не представлялось реальным найти ни песка, ни гравия, что уж говорить об отдельно стоящем камне, или хоть о чем-то подобном, что могло бы сформировать тот чудесный валун.

Что больше всего произвело впечатление на изумленных людей, так это внешний вид камня. Удар молнии повредил его с одной стороны. Именно по этой причине, уже много лет он назывался сельскими жителями Гром-Камнем. На вырубленной части этого отколотого куска, вместо однородных частей, появились дорогие и драгоценные камни всех видов. Кристаллы, агаты, гранаты, топазы, сердолики и аметисты, представляли любопытное, зачаровывающее зрелище для натуралистов; это был объект для самых интересных расследований[5].

Природа объединила в этом камне столько поразительных особенностей, что действительно существовали серьезные основания для того, чтобы вытащить его из ложа и исполнить план по претворению этого монумента в жизнь, не жалея при этом ни средств, ни труда, ни страданий, монумента, подобных которому в мире не существует, достойному увековечивания величайшего из монархов.

Впервые камень обнаружили в ноябре 1768 года. Необходимые работы были проведены с такой быстротой, что в марте следующего года рабочие были способны поднять его с земли, поместив валун на подобие саней, и начать двигать его в сторону Петербурга.

Нельзя не восхищаться энтузиазмом и быстротой действий, с которыми такое экстраординарное предприятие было осуществлено в такой короткий срок и в самый суровый сезон года. Но то, что оставалось выполнить, было еще сложнее.

Этот громадный камень был найден на расстоянии 12 русских верст (или около 41,250 английских футов)[6]  от того места, где должна была располагаться статуя, которую должен был поддерживать камень.

Перед тем, как камень достиг своего конечного местонахождения, он преодолел пересеченную местность, болота и трясину, был транспортирован через реки, будучи загруженным на судно на Неве, выгружен на берег и после доставлен снова по земле на предназначенное место.

Любому, кто попытается сформировать представление об обширности этого дела и количестве труда, который был необходим, не остается ничего, кроме того, чтобы заключить, что геометрически вычисленный вес этой громадины составляет три миллиона двести тысяч фунтов[7]. Константин, сын Константина Великого, приказал транспортировать самый огромный обелиск в мире из Александрии в Рим, тот весил только 907,789 фунтов[8], а это даже не составляет и трети от веса Петербургского камня.

Таков камень, что держит на себе конную статую законодателя России. Во всей истории искусств не найдется упоминания о чем-либо настолько величественном, настолько чудесном.

Статуя Петра Великого, стоящего на этом камне, находится на площади, располагающейся слева от Сената и других зданий, справа от Адмиралтейства и позади от великолепной мраморной церкви (которая, несмотря на то, что была заложена около 30 лет назад, еще не построена до конца)[9] в честь Святого Исаакия; напротив же статуи течет, преисполненная величия, река Нева, за которой находится остров, составляющий часть города под названием Васильевский остров, или же Basil’s island. Статуя, вместе с транспортировкой камня, на котором она стоит, обошлась Императрице не меньше, чем в 425,000 рублей, что в переводе на то время по курсу рубль за 42 пенса[10], равняется 74,375 фунтам стерлингам. На камне начертана скромная надпись «Petro primo Catharina secunda, 1782»[11] на латыни с одной стороны и на русском с другой. Появились две или три остроумные сентенции, в связи с этим случаем. Среди них нижеприведенная может считаться достойной сохранения: 

AEs formam Petro, basin dat petra; quid istius Stablilius? Regni Gloria, Petre, tui.[12]

Ваш,    Эверард.

 

Оригинал

ГРАВЮРА (фигура 1)

Перевод и комментарии: Олег Захаров 


[1] Этьен Морис Фальконе (1716-1791) — французский скульптор, автор монументального памятника Петру Первому.

[2] Использовать каменную глыбу, прозываемую «Гром-камень», предложил крестьянин Семен Вишняков, получивший за это 100 рублей.

[3] В источниках точные значения измерений камня колеблется, иногда существенно. См., напр.: De Ceffalonie M. C. Monument élevé à la gloire de Pierre-Le-Grand. Nyon aîné, 1777.

[4] На самом же деле, утверждать, что камень находился на поверхности нельзя. В ходе начального этапа транспортировки вокруг мегалита был вырыт котлован глубиной минимум в 5 метров, после его извлечения этот котлован постепенно затапливало, что в итоге привело к образованию водоема, известного сейчас как Петровский пруд.

[5] Гром-камень являлся гранитной массой, содержащей кварц, который имеет тенденцию к кристаллизации. Поскольку удар молнии отколол от мегалита кусок, вскрылось наличие в нем кварцевых пород, перечисленных в тексте. Этот феномен был проанализирован Жаком-Кристофом Вальмон де Бомар в его статье 1765 г., посвященной кварцу.

[6] 12,5 километров.

[7] Около 1500 тонн. Некоторые источники указывают, что до обработки камень весил приблизительно 2000 тонн, некоторые приводят цифру в 1600 тонн.

[8] Порядка 411 тонн. Скорее всего, автор говорит об обелиске, привезенным Констанцием II и установленном в Большом цирке Константинополя.

[9] Действительно, Исаакиевский собор строился более 30 лет. Заложенный в 1768 г., он был открыт только в 1802 г., и впоследствии перестроен.

[10] В 1782 г., т.е. в год открытия памятника.

[11] «Петру Первому Екатерина Вторая, 1782».

[12] «Медь Петру дала форму, камень — основание: что может быть прочнее? Слава твоего, Петр, царствования». Здесь присутствует игра слов: имя Петр созвучно с латинским «petra» (камень).