The Scots Magazine. 1750. Vol. 12. March. P. 143–144
Зарубежная хроника
Её Императорское Величество России в сопровождении великих князя и княгини[1] вернулась из Москвы в Петербург в последний день декабря. С момента ее возвращения туда она обязала подготовить точный отчет о состоянии ее морского флота, который, как кажется, на практике насчитывает 80 больших боевых кораблей и фрегатов вместе в совокупности, помимо галер и других легких судов. Согласно ведущемуся реестру моряков их количество превышает 25.000 человек. Были отданы приказы набрать 50.000 рекрутов для службы в сухопутных войсках, и все офицеры получили инструкции продолжать выполнять свое назначение на соответствующих должностях под страхом разжалования. 18-го января господин Мельхиор Гай-Диккенс[2], чрезвычайный и полномочный посол Его Британского Величества в Петербурге, впервые получил аудиенцию у Её Императорского Величества и великих князя и княгини. Разногласие между этим и французским двором никак не может быть сглажено. Граф Бестужев недавно дал похожий ответ французскому секретарю дипломатической миссии, как он делал уже несколько раз. Он заявил, что Её Императорское Величество никогда бы не дала свое согласие на отправку посла с такой репутацией во Францию, пока она не получит удовлетворяющую ее компенсацию. Что до мистера Д’Аллиона[3], исправлявшего обязанности полномочного министра при ее дворе, который имел сношения с колледжем «De La Salle», его наказание бесспорно входит в компетенцию Её Императорского Величества, так как он оставил свой пост и начал служить иностранной державе без официального увольнения.
Императорская академия наук[4] в Петербурге постановила ежегодно объявлять за фиксированную награду какой-нибудь важный вопрос, участие в решении которого принесет большую выгоду ученым всех стран, поскольку они смогут испытать свои умственные способности и расширить пределы человеческого знания. Вследствие этого они недавно обнародовали следующий вопрос: «Соотносится ли каким-нибудь образом непостоянство лунных циклов с теорией Ньютона или нет? И что за теория способна в действительности объяснить эти непостоянства, по которым место луны можно точно определить в любое время?». Обещанная награда человеку, какого бы он ни был подданства, предложившего наиболее основательное и точное решение на русском, немецком, французском или латыни, составит сто золотых дукатов[5] (около 50 гиней[6]) или медаль идентичной ценности.
Все ответы, что будут получены в течение этого соревнования, должны быть отправлены самому прославленному президенту императорской Академии Наук – графу Разумовскому[7] (и так далее) – до 1 января 1751 года. Кандидаты не должны раскрывать собственные имена в своих трактатах, но каждому положено обозначить свое выступление каким-либо изречением, по получении которого Секретарь Академии вышлет квитанцию, если он [кандидат] обозначит место, куда она должна быть отправлена. Тем временем, каждый обязан прикрепить к своей работе скрепленную печатью бумагу, содержащую его имя, которая не будет вскрыта до тех пор, пока сочинение, к которому она присоединена, не будет награждено призом. В данном случае автор получит деньги из казначейства академии при условии, что он отошлет назад ранее полученную квитанцию.
Дела на Севере в настоящее время не показывают должного рвения к удовлетворению притязаний всех сторон, как это происходило некоторое время назад. В январе месяце М[8]. Панин, русский посол в Стокгольме, передал новое заявление местному министру, выражавшее, что ее Императорское Величество России готова заключить новое соглашение с правительством Швеции, исполнение которого обеспечивалось бы требуемыми ею заверениями и гарантиями касательно передачи трона королевства таким образом, как было оговорено ранее. На это правительство Швеции ответило, что они искренне готовы развивать замечательную дружбу такого рода с Россией и вкладывать столько, сколько необходимо для установления спокойствия на Севере без ущемления достоинства, независимости и интересов короны.Перевод и комментарии: Ерамова Людмила
[1] Великий князь, Великая княгиня – титул членов Российской императорской фамилии, в XVIII веке относился к детям царствующего монарха. В данном случае, вероятно, данным титулом обозначаются личности Петра III и его жены Екатерины.
[2] Мельхиор Гай-Диккенс с 1749 по 1755 гг. исполнял обязанности посла Великобритании в России.
[3] Луи д’Юссон д’Алион – полномочный министр Франции в России с 1742 по 1743 гг; с 1744 по 1748.
[4] Высшее научное учреждение Российской Империи, основано в 1724 году по указу Петра I.
[5] Денежная единица весом ок. 3,5 грамма, устойчивая валюта в Европе XVI–XVIII вв.
[6] Золотая монета британской чеканки, весом ок. 8.3–8.5 г.
[7] Имеется в виду Кирилл Григорьевич Разумовский (1728-1803).
[8] Здесь и далее заглавная буква "М" перед именами собственными обозначает Mister (Мистер).