• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Великий, Птолемей Сотер и египтяне. Доклад И.А.Ладынина на XIX Жебелевских чтениях

25-27 октября 2017 г. в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета состоялись очередные, ХIХ-е, Жебелевские чтения – конференция антиковедов, посвященная памяти классика отечественной науки о древности, академика С.А. Жебелева (1867-1941). На пленарном заседании 25 октября с докладом «Начало македонского времени в категориях древнеегипетского мировоззрения: некоторые замечания» выступил участник НУГ, доцент И.А. Ладынин

Доклад И.А. Ладынина суммировал его многолетние наблюдения над материалом древнеегипетских и античных источников, освещающих ситуацию в Египте начала македонского времени (332-305/4 гг. до н.э., т.е. периода от вступления в страну Александра Великого до провозглашения сатрапа Египта Птолемея царем). Данный период является важнейшей переходной эпохой в истории как Египта, так и в целом древнего Средиземноморья и сформировавшейся в его пределах античной цивилизации. Именно в это время начинается прочное, уже не прекращающееся до конца древности владычество над Египтом народов античного мира – сначала, в эпоху эллинизма, македонян и греков, а затем, с 30 г. до н.э., римлян. В исторической перспективе именно воздействие этого чужеземного владычества на Египет привело к разложению и гибели его самобытной цивилизации, просуществовавшей более трех тысяч лет. С другой стороны, именно установление власти македонян над Египтом привело к интенсификации его контактов с античным миром, что уже через 100-150 лет привело к широкой рецепции египетских культов (прежде всего почитания благих богов Сараписа и Исиды) в Средиземноморье и к серьезному изменению мировоззренческой ситуации в античном мире.

 

Восприятие древними египтянами начала македонского времени как рубежа в истории их страны уже стало темой книги И.А.Ладынина, вышедшей в свет в нынешнем году (http://irhga.ru/2017-05-17-ladynin-i-a-snova-pravit-egipet/). Целью его доклада на Жебелевских чтениях было сформулировать, какой была непосредственная реакция египтян конца IV в. до н.э. на установление над их страной чужеземной власти. Античная традиция сообщает об энтузиазме египтян при вступлении Александра в их страну, причем этим сведениям нет основания не верить, поскольку он действительно не столкнулся с каким-либо сопротивлением. Тем не менее в дальнейшем частные памятники представителей египетской элиты фиксируют фактический консенсус в неприятии Александра в качестве легитимного царя, наделенного сакральностью (несмотря на его самопозиционирование в этом качестве перед египтянами). По-видимому, изначально египтяне ожидали длительного противостояния между Александром и Дарием III, которое шло бы с переменным успехом, возможно, истощило бы силы обоих этих противников и предоставило бы Египту, хотя бы и под номинальной властью Александра, фактическую независимость. Когда же Александр быстро разгромил персидского царя и прочно поставил Египте под свой контроль, отношение египтян к его власти стало негативным. Позднее, на исходе 310-х гг. до н.э., на этапе второй половины сатрапии Птолемея (конец 310-х – начало 300-х гг. до н.э.) в египетской традиции проявляются мотивы крайнего изоляционизма Египта и ощущение опасности, которую несет ему окружающий мир. По-видимому, эти мотивы отражают не только негативное отношение египтян к чужеземному господству, но и связаны с усилиями пропагандистов сатрапа Египта Птолемея. В ситуации неудач в его борьбе с Антигоном и Деметрием, невозможности ввиду этого для Птолемея успешной экспансии и опасений по поводу возможного вражеского вторжения в страну, когда было крайне важно продемонстрировать египтянам враждебность внешнего мира и необходимость поддерживать Птолемея против него, такие мотивы были востребованы. В целом для восприятия египтянами начала македонского времени характерно ощущение политического и цивилизационного поражения, которое они пытались скомпенсировать с помощью разных идеологических и пропагандистских манипуляций. Характерно и то, что новые македонские правители Египта старались «установить контакт» с его населением средствами традиционной идеологии, по возможности позиционируя себя в качестве его легитимных правителей.

ЖЧ-XIX_Программа.docx

Начало македонского времени_доклад.docx Начало македонского времени.pptx