• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Кочевые тюркские племена на хорезмийской службе в эпоху монгольского нашествия

Тимохин Д. М.

В кн.: Историческая мозаика Евразии. Сборник статей к 70-летию Д.Д. Васильева. М.: Пробел – 2000, 2017. С. 232-244.

Препринт
INTERNATIONAL POSITION OF CHRISTIAN ALANIA IN THE 10TH CENTURY

Виноградов А. Ю.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2016

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

Участники ЛИФШ приехали из 20 регионов России. 57 школьников слушали лекции ведущих преподавателей факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, общались со студентами Вышки, пели под гитару и рассказывали друг другу любимые стихи.

«Этот проект возник на основе опыта Летней лингвистической школы, — рассказывает директор ЛИФШ, замдекана факультета гуманитарных наук Владимир Файер. — Лингвисты проводят ее уже давно, с 1992 года, причем этим летом она впервые прошла в УЦ «Вороново». Этот формат очень популярен не только среди школьников: студенты и даже преподаватели соревнуются за право участвовать в летней лингвистической школе. Мне показалось, что стоит создать аналогичную школу для историков и филологов. Но между проектами есть и отличия: если лингвистическую школу в этом году совместно проводили Вышка и Политехнический музей, то ЛИФШ — проект исключительно нашего университета».

Состав лекторов историко-филологической школы украсил бы программу солидной международной конференции: перед школьниками выступили ординарные профессора НИУ ВШЭ Андрей Немзер и Олег Воскобойников, PhD Тартуского университета Константин Поливанов, лауреат премии «Просветитель» Сергей Иванов. Однако подбирались преподаватели ЛИФШ не столько по «звездному» принципу, сколько исходя из готовности разговаривать со школьниками. Судя по анонимному анкетированию участников, провальных лекций не было. Иногда сказанное вызывало такой интерес, что ребят, обступивших преподавателя после занятия, просили разойтись, чтобы следующий лектор мог начать выступление.

Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы

Организаторы просили преподавателей строить лекции так, чтобы они были интересны как историкам, так и филологам. После обеда школьники должны были посетить два семинара по выбору: параллельно шли два или даже три занятия. Это позволяло преподавателям предлагать более специальные темы, а школьникам проявлять свои филологические или исторические увлечения.

«Интересные лекции — это только половина дела, — уточняет преподаватель Школы филологии, член оргкомитета ЛИФШ Наталия Самохвалова. — Не менее важна атмосфера взаимного уважения и доверия. Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы нашей школы: в играх можно было активно участвовать или просто посмотреть со стороны, постепенно втягиваясь в происходящее. Кажется, это сработало. К концу школы даже интроверты начали непринужденно общаться».

Особая роль принадлежала студентам. Они не только выполняли обязанности кураторов и организовывали игры, но и вели некоторые занятия. Например, студенты образовательной программы «История» Олег Баженов и Нияз Галявиев подготовили семинар «Нешкольная история СССР», а затем организовали просмотр и обсуждение фильма «1 мая». «Меня просто поразило, насколько тщательно студенты готовили семинары, — говорит преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ, член оргкомитета ЛИФШ Ксения Баранова. — А интерес со стороны школьников свидетельствовал о том, что эти усилия были не напрасны».

Организаторы сочли первый опыт проведения историко-филологической школы успешным и планируют сделать ее ежегодной. Регистрация на ЛИФШ–2017 начнется на сайте Вышки в апреле.

 

Ирина Анисимова, 9 класс, г. Чебоксары

Больше всего мне понравилась та непринужденная дружеская атмосфера, которая царит на Летней школе. Лекции и семинары были для меня новым форматом, выделить могу семинары, посвященные античной поэзии. Игры, наверное, не могу никакие отметить, потому что вообще я не азартный человек. Но если говорить об участии, то они все мне понравились.

 

Полина Негуляева, 10 класс, г. Екатеринбург

Мне понравилось всё, но, может быть, что-то на данном этапе своего развития я не могла в полной мере оценить. Лекции, которые касались вещей из школьной программы — Жуковского, «Ревизора», «Горя от ума» и «Евгения Онегина» — произвели наиболее сильное впечатление, потому что очень сильно перевернули понимание. Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать.

Игра, посвященная 1826 году, была очень сильной, потому что там была огромная образовательная составляющая. Это даже немножко гениально.