• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века.

Каменский А. Б.

СПб.: Санкт-Петербургская издательско-книготорговая фирма "Наука", 2019.

Глава в книге
Проблемы африканской молодежи, подростков и детей школьного возраста в зеркале социальной рекламы

Банщикова А. А.

В кн.: Молодежь в политической и социокультурной жизни Африки. Институт Африки РАН, 2019. Гл. 30. С. 344-362.

Международная летняя школа «Российско-польские исторические пересечения и параллели»

15–17 мая 2019 г. Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ совместно с Факультетом исторических наук Университета Николая Коперника (г. Торунь) и Польским культурным центром в Москве провел международную летнюю школу «Российско-польские исторические пересечения и параллели».

В рамках школы состоялось 8 пленарных докладов и презентаций, а также два круглых стола: «Люблинская уния и ее долгое эхо в русско-польских отношениях» и «Российско(советско)-польские отношения в 1918–1945 гг.».

Открыл летнюю школу проректор НИУ ВШЭ И.В. Простаков. Декан Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ М.А. Бойцов и декан Факультета исторических наук Университета Николая Коперника С. Рошак рассказали о своих факультетах, планирующих тесно сотрудничать.

С пленарными докладами и презентациями выступили также Л.Е. Горизонтов, Д.А. Добровольский, А.А. Исэров, Т. Кемпа, Л.Г. Новикова и А. Смолиньский. В них была представлена широкая историческая панорама от раннего Средневековья до наших дней. Активное участие в работе школы приняли Т. Амброзяк, А.Г. Васильев и М.В. Дмитриев. С профессорами Университета Николая Коперника провел рабочую встречу руководитель Школы исторических наук А.Б. Каменский.

На круглых столах выступили 18 российских и польских докладчиков, абсолютное большинство которых являются молодыми исследователями – преимущественно магистрантами, выпускниками магистратуры, аспирантами, представляющими не только НИУ ВШЭ, но и другие образовательные и научно-исследовательские центры Москвы. В выступлениях на круглых столах затрагивалась конкретно-историческая и историографическая проблематика, а также тема исторической памяти. Особенно много участников школы высказалось в ходе обсуждения исторических сюжетов первой половины ХХ в.

Совместное изучение историками двух стран прошлого российско-польских отношений открывает хорошие перспективы для развития таких актуальных направлений гуманитаристики, как транснациональная и региональная история, кросс-культурные связи и историческая компаративистика, entangled history и memory studies. Оно позволяет преодолевать узость национальных нарративов, органически синтезируя отечественную и зарубежную историю, что имеет важное практическое значение для преподавания в высшей и средней школе. На заседаниях отмечалась насущная потребность в подготовке нового поколения квалифицированных экспертов, способных внести весомый вклад в улучшение отношений между Россией и Польшей.

В проведении летней школы приняло участие 13 волонтеров, из которых 10 являются студентами первого курса бакалавриата, занимающимися в научно-исследовательском семинаре «Восточная Европа в XIX–XX вв.: выбор пути развития» (руководитель — Л.Е. Горизонтов). Трое магистрантов, выпускников этого же семинара, провели экскурсии по центру Москвы. Для участников школы был устроен прием в Польском культурном центре. Молодые докладчики и все волонтеры в торжественной обстановке получили сертификаты НИУ ВШЭ.

Трехдневная школа предоставила отличные возможности для общения российских и польских участников, опытных специалистов и научной молодежи. Ее рабочими языками были русский, английский и польский (с параллельным переводом).

Российско-польская школа по проблематике совместного прошлого проводится историками НИУ ВШЭ уже второй раз (в апреле 2016 г. нашим партнером выступал Варшавский университет). Новая встреча служит убедительным свидетельством активности и востребованности сформировавшейся в Высшей школе экономики площадки российско-польского диалога.

Руководителем школы являлся Л.Е. Горизонтов. Менеджер школы — М.В. Будревич.