• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Статья
Александр Бенуа о французской живописи XVIII столетия

Шарнова Е. Б.

Academia. Журнал об искусстве и истории искусства. 2022. № 1. С. 17-25.

Глава в книге
“Changes Are Harmful to the State”: The Concept of Reform in Russian Political Thought, 1700–1790

Polskoy S.

In bk.: Political Reason and the Language of Change: Reform and Improvement in Early Modern Europe. L.: Routledge, 2022. Ch. 5. P. 86-112.

Препринт
Popular Music as Cultural Heritage: Memory of the Leningrad Rock Club in St. Petersburg

Kolesnik A., Rusanov A.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. No. 205.

Вышла статья старшего научного сотрудника Центра истории России Нового времени Майи Лавринович

Статья М.Б. Лавринович "Модернизация системы призрения в России: в поисках «достойных бедных» в Странноприимном доме графа Шереметева (1800-е гг.)" опубликована в журнале "Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета" № 6 (91) / 2019.

На рубеже XVIII и XIX веков в Россию начали проникать новые представления об организации помощи бедным, основанные на оценке уровня нуждаемости, с одной стороны, и морали потенциального получателя, с другой. Н.П. Шереметев и руководивший строительством Странноприимного дома и организацией системы помощи А.Ф. Малиновский в поисках образца обратили свое внимание на «систему Рамфорда» и связанную с ней практику Гамбургского патриотического общества в том, что касалось отбора получателей пособий. В фокусе этих систем находились «новые бедные» – трудящиеся люди, чьих заработков не хватало на обеспечение себя и семьи. Их идеологи не считали бедность следствием личных моральных недостатков, как настаивали английские социальные реформаторы. Эти системы дополняли друг друга: Гамбургское общество предполагало оценку нуждаемости и индивидуальный подход к размеру помощи в каждом случае; Б. Томпсон Рамфорд обучал обитателей работного дома трудовым навыкам, а также кормил бедных на регулярной основе. Шереметев и Малиновский сразу отсекли «тунеядцев» и «бродяг», поскольку не собирались их «перевоспитывать», что исключило помощь низшим городским слоям. Они отказались также от «румфордова супа», но не отказались от идеи отбора нуждающихся. Для назначения пособий, помимо объективных критериев (многодетность или болезнь), учитывалась многолетняя «беспорочная» служба, трудолюбие и «благопристойность». В результате среди потенциальных получателей помощи от Дома преобладало московское чиновничество и офицерство средних чинов, принадлежавшее к близкому самому Малиновскому кругу и имевшее рекомендации от известных ему респектабельных лиц, а критерием отбора нуждающихся стал социальный статус.