• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Глава в книге
Солид Юстиниана II — сотирикий и константинат

Виноградов А. Ю., Бутырский М. Н.

В кн.: НУМИЗМАТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ 2021 года Москва, 23 и 24 ноября 2021 г. Материалы докладов и сообщений/ Памяти Г.К. Мельник. М.: 2021. С. 42-44.

Препринт
Not backward: Comparative labour productivity in British and Russian manufacturing, circa 1908

Lychakov N., Saprykin D., Vanteeva N.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2020

Отзывы первых выпускников о магистерской программе "Медиевистика"

Летом 2020 года состоялся первый выпуск программы. Молодые люди поделились своими впечатлениями о двух годах учебы.

Отзывы первых выпускников о магистерской программе "Медиевистика"

Елена Личманова

Два года в этой магистратуре были для меня продуктивными и счастливыми. Здесь я не только встретила друзей-медиевистов, но и потрясающих преподавателей. Каждый курс был одновременно удовольствием и большим вызовом. Ничто не давалось легко - и именно поэтому опыт этой магистратуры так ценен. Самое главное, чему я научилась - это критическая работа с текстовыми источниками (до этого я занималась в основном визуальным материалом в бакалавриате и магистратуре по истории искусства).

Огромнейший плюс этой магистратуры - то, какое большое внимание уделяется на семинарах работе с оригинальными текстами или их переводами, и то, насколько непосредственно общение студентов и преподавателей. Семинары и дискуссии были моей любимой частью учебного процесса. Преподаватели абсолютно открыты к любым вопросам и всегда с готовностью отвечали не только на те, что возникали по ходу дела в аудитории, но и активно поддерживали связь по переписке. Спасибо им огромное за это! 

Помимо этих основных достоинств, здесь большой выбор древних языков, которые можно изучать параллельно с основной программой. Кроме того, здесь открываются отличные возможности в плане знакомства с мировой медиевистикой. В семинаре Символического Средневековья не раз выступали медиевисты из Германии и Англии. Несколько человек с нашего курса ездили на стажировку в Ирландию. А главное, все, что касается твоей собственной инициативы – поездок в библиотеки и на конференции – всячески поддерживается, и все, от кого это зависит, охотно помогают с рекомендациями и необходимыми документами. 

В общем, два года здесь прошли не зря и открыли большие перспективы. Не могу сказать ничего, кроме слов огромной благодарности всем, кто участвовал в создании этой замечательной программы.

Алина Хейреманс

Эти два года «Медиевистики» оказались намного насыщеннее и интереснее, чем все четыре, проведенные в бакалавриате. Блестящие преподаватели и возможность заниматься любимым делом в кругу близких по духу людей оказались настоящим подарком судьбы. Отдельной благодарности заслуживает Олег Сергеевич Воскобойников, сумевший собрать лучших специалистов в рамках этой магистерской программы и ставший настоящим наставником для некоторых из нас.

Анастасия Ляхович

«Медиевистика» — лучшая образовательная программа по истории Средневековья! Поступить сюда было моей заветной целью, и я нисколько не сомневалась в своем выборе, когда подавала документы. Меня очень привлекала широта и тематического, и географического охвата в курсах программы, учиться у преподавателей-медиевистов я мечтала. Сейчас, когда два года магистратуры позади, я могу с уверенностью сказать, что это уникальная программа, где могут получить образование на очень высоком уровне историки западной Европы, русисты, скандинависты, византинисты и ориенталисты. Здесь выбор исследовательской деятельности и творческая свобода безграничны. Со мной в группе учились историк права, искусствоведы, филологи, культурологи и даже музыковед. Я не знаю, где еще в рамках одной магистерской программы студент может получить знания об истории византийской архитектуры, скандинавских сагах, о средневековых западной и восточной церквях, королевских ритуалах при въезде правителя в город, о ересях и представлениях о болезнях в Средневековье, об армянском и арабском историописании, о повседневной жизни обычного средневекового человека и об итальянской комедии эпохи Ренессанса.

«Медиевистика» предоставляет очень много возможностей для студентов. Участие в проектах, переводческой деятельности, стажировках зарубежом, научно-учебных группах доступно всем. Очень яркие воспоминания остались у меня после исследовательской практики в Санкт-Петербурге, где можно было ознакомиться с греческим и латинским собранием рукописных карт, современных Великим географическим открытиям, и приобрести навыки для того, чтобы отличить подлинный средневековый правовой акт от подделки.

У студента-медиевиста богатый выбор в изучении древних языков. Я была счастлива, что могла практиковаться в знаниях древнегреческой и древнеармянской грамматики, а также пройти курс армянской палеографии, посетить реставрационный отдел Матенадарана и ознакомиться со средневековой церковной архитектурой во время исследовательской поездки в Армению. 

Анастасия Вотева

О магистерской программе «Медиевистика» я узнала случайно – летом 2018 года, когда передо мной стоял выбор, куда идти после бакалавриата. И определиться с выбором было не слишком сложно, ведь в бакалавриате я писала диплом на тему, связанную с медиевистикой. В первую очередь я хотела бы отметить индивидуальный подход к каждому студенту, который проявился уже при наборе: одни поступали по олимпиаде, другие – по портфолио, и у них расспрашивали про прочитанные труды или изученные языки. Кроме того, индивидуальный подход проявился в возможности выбора тех проектов, которые в большей степени соответствовали бы научным интересам студента.

Нельзя не сказать о программе и предметах в ее рамках. Их большая часть была направлена на ознакомление с отдельными аспектами средневековой истории в контексте разных школ и направлений, что создавало довольно широкие возможности для будущей научной карьеры. Благодаря тому, что «академичные» знания давались с привлечением каких-либо ярких примеров, изучение таких дисциплин, как «Повседневная жизнь в средние века» или «Латинская Европа: человек и власть», процесс ознакомления с медиевистикой был «живым». Были и дисциплины более общего характера, например, «История исторической науки» или «Историческая текстология», которые, однако, тоже требовали определенного бэкграунда, например, наличие представлений об исторических школах.  Отдельно следует отметить научно исследовательские семинары – такой формат обучения был для меня новым, и благодаря им мы могли погрузиться в работу историка-исследователя и выявлять неочевидные моменты в источниках. Наконец, практики тоже были ориентированы на расширение исследовательского бэкграунда (научно-исследовательская практика в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга) и на возможность применить знания в одной из востребованных для выпускников исторических факультетов сфер (педагогическая практика).

Дарья Серегина

Поступление на «Медиевистику» стало для меня исполнением заветной мечты: не один-два курса о Средних веках за всё время обучения, а целых два года – только о них, в разных аспектах, со всех сторон, от искусства до права, от латинской словесности до исландских саг. Это были очень сложные два года, но и очень наполненные и счастливые, и ни одной секунды я не жалела, что пришла сюда.

В эти два года уместились бесконечно интересные лекции и работа с источниками, целая куча прочитанных книг, потрясающее открытие, что на латыни можно не только читать, но и говорить, поездка в Константинополь, который снится теперь по ночам, практика и тонкий пергамен рукописей в питерских библиотеках. Здесь невероятные преподаватели и удивительная атмосфера, круг единомышленников, людей, которые любят то же, что и я. Жалко, что нельзя поступить ещё раз.

Елена Плотникова

Несколько лет назад я не могла представить, что буду историком, но мои научные интересы сделали неизбежным обучение на историческом факультете. Я очень рада, что именно в год моего выпуска появилась эта программа, и я вместе с моими одногруппниками стали её первопроходцами. Я смогла заниматься здесь тем, что мне интересно, хотя очень часто времени не хватало, но нам это пообещали ещё на вручении студенческих билетов.

И, конечно, трудно представить, где бы я ещё смогла съездить в выездную школу в Стамбул, потрогать манускрипты и съездить на стажировку в Ирландию. И дело не только в возможностях, которые предоставляет университет. Медиевистика - это про людей, которые любят своё дело и которые вдохновляют тебя, даже когда совсем тяжело, и я безумно рада, что стала частью этого сообщества.

Станислав Кабаев

Магистерская программа «Медиевистика» стала воплощением моей давней мечты – возможностью окунуться в мир профессиональной медиевистики. Я, не имея базового исторического образования, принял участие в олимпиаде ВШЭ – и поступил, воспользовался уникальным шансом, который предоставляет университет. Программа сразу же привлекла меня преподавательским составом, подходом ко всестороннему изучения Средних веков, концепцией выстраивания учебного процесса.

Все мои ожидания полностью оправдались. Я и представить не мог, что за два года впитаю столько знаний от лучших ученых-медиевистов, наберусь опыта от одногруппников и старших товарищей, выступлю на конференции итальянистов, прочту рукопись Августина V века, и это далеко не все, что вы можете взять от программы, будучи заинтересованным студентом. Языковые курсы, проекты, научная и учебная работа – все было поставлено на высочайшем уровне, но, главное (что, увы, редкость в наши дни) – гуманное, простое, отзывчивое и заинтересованное отношение преподавателей и сотрудников магистерской программы по отношению к каждому студенту. Я бесконечно им признателен, и вряд ли смогу описать это чувство лучше. Я рад, что мне довелось подружиться с моими одногруппниками и одногруппницами, не сомневаюсь, при их энтузиазме, подготовленности и усердии, их ждет большое будущее, многие стали для меня примером для подражания.

Наиля Рахимова

Обучение на «Медиевистике» в Вышке не самое простое, но крайне увлекательное. Мы, такие разные и из разных областей знания, окунулись в настоящую исследовательскую атмосферу. У нас преподавали лучшие российские ученые в своих областях, которые с радостью открыли для нас свою «научную кухню» и научили новым методам и навыкам работы с источниками. Кто-то подтянул свою латынь, а кто-то на ней успел даже заговорить. Мы затронули историю не только средневековой Европы, но и Руси. На первом же году обучения у нас состоялась невероятно интересная архивная практика в Петербурге, где мы побывали в нескольких архивах, научные сотрудники которых так же поделились своими знаниями о работе с рукописями. В моих впечатлениях навсегда останется 1500-летняя рукопись с одним из трактатов св. Августина. Ее можно было не только прочитать, но и потрогать!


Для меня лично эта магистратура проложила следующий важный шаг в моей исследовательской области – кельтологии. Я отправилась на стажировку в Ирландию – в страну, где мои научные интересы лежали с самого начала моего обучения в академии в целом. Именно знакомство с ирландскими историками сформировало тему моего финального диплома и задало дальнейший курс моей исследовательской деятельности.