• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Scots magazine. 1785. Vol. 47. Feb. P. 63-65.

Записки о Храме образования в Санкт-Петербурге[1].

[Из Howard’s State of the Prisons in England and Wales]

 

Недалеко от Петербурга, на высокомюжном берегу реки Невы расположен величественный комплекс зданий, изначально предназначенных для монастыря[2], но с 1764 года преобразованных императрицей Екатериной II в общественное учреждение для образования российскихдворянок и ограниченного числа детей незнатного присхождения. Спальни и столовые в этих зданиях замечательно высокие и просторные, с большими галереями вокруг них; прилегающие к зданиям обширные сады и лужайки простираются до берегов реки. – В этом заведении учатся 200 дворянских детей; а число детей простолюдинов или крестьян было до 1770 года ограничено двумястами сорока, но с этого года оно увеличилось до двухсот восьмидесяти благодаря щедрым пожертвованиям генерала Бецкого[3], просвещенного и либерального главы и генерального директора этого и всех других институтов подобного типа, учрежденных ее Императорским Величеством.

Основные правила внутреннего распорядка этого учреждения следующие:

Дети принимаются в возрасте от пяти до шести лет и остаются в заведении на двенадцать лет. Они делятся на классы в соответствии с возрастом, четыре из дворян с пятьюдесятью [детьми] в каждом классе и четыре из простолюдинов с семьюдесятью [детьми] в каждом классе. Каждый третий год, 21 апреля (день рождения императрицы), пятьдесят детей дворян и семьдесят простолюдинов принимаются, чтобы заменить такое же число выбывших.

Каждое утро окна комнат открываются, чтобы очистить помещение свежим воздухом.

Первый класс (одеты в коричневое платье, самые младшие дети) поднимается в семь часов зимой и в шесть летом. После умывания и молитвы их ведут в сад, где они завтракают и играют даже в самую холодную погоду до девяти. В течение первого года каждому из них дают на завтрак маленький ломоть белого хлеба и стакан молока и воды; но после первого года им не позволены иные напитки, кроме воды. В девять они возвращаются в дом и с этого часа до одиннадцати занимаются изучением французского и русского языков, а также вязанием, шитьем и т. д.; но [воспитатели] заботятся о том, чтобы сделать весь процесс обучения приятным, ничто не преподается в этом учреждении принуждением. Дважды в неделю даются уроки танцев; и эта часть образования общая для всех классов и никогда не прерывается, потому что считается благоприятной для здоровья. После одиннадцати они возвращаются к своим играм в саду, которые продолжаются до полудня, и в это время их приглашают на обед, в него входят суп, овощи и т. д. В течение нескольких первых месяцев разрешается употреблять мясо; но их постепенно отучают от него, пока в этом и следующем классе они, наконец, полностью не отказываются от него, за исключением супов, для того чтобы вылечить от кожных радражений, которым они подвержены в этом возрасте, а также подготовить к менее опасному течению заболеваний коклюшем, корью и оспой. После обеда они возвращаются в сад и в четыре снова получают пищу, похожую на ту, что давалась утром, а именно: ломоть хлеба и стакан воды. Здесь они продолжают забавляться до семи, когда их зовут на ужин, который зимой состоит из сухофруктов, молока и каши; а летом – из молочных продуктов и припасов из сада. Наверное, стоит добавить, что они читают и пишут стоя и им не разрешено садиться, за исключением шитья. Вследствие такой системы и того, что они много времени проводят на свежем воздухе, привыкнув к физическим упражнениям, чистоте и простой диете, они редко простужаются; и становятся способными выдерживать самый суровый климат без всякого вреда, одеждой им служит лишь короткая подбитая ватой накидка, в то время как другие одеты в меха.

Во второй класс (одеты в синее платье) поступают в восьмилетнем возрасте, и они обязаны прилежно учиться письму, рисованию, танцам и т. д.

Третий класс (одеты в серое платье) начинается с одиннадцати или двенадцати лет. Они поднимаются в пять часов летом и в шесть зимой; но их зовут в дом (после завтрака в саду) на час раньше, чем детей первого и второго классов, потому что больше времени требуется для обучения. Они учатся (помимо рисования, танцев, токарного ремесла*, шитья и т. д.) пению и игре на музыкальных инструментах. Им позволены балы и концерты каждую неделю; и им привит вкус к книгам путем копирования и чтения избранных отрывков лучших авторов.

Четвертый класс (одеты в белое платье) начинается с четырнадцати или пятнадцати лет. Их обучают вышиванию на пяльцах, домашнему хозяйству, управлению семьей и основам истории, географии, натуральной философии. Для того чтобы обрести навыки красноречия и проявить себя в вежливости, вокальной и инструментальной музыке, они иногда дают балы и маленькие оперы для компаний из Петербурга.

Дети дворян отличаются от детей простолюдинов только тем, что носят более тонкую одежду из камлота[4] цветов, подходящих различным классам; а что касается диеты, физических упражнений, режима и т. д. то обхождение одинаковое; но обучение последних [детей простолюдинов] шитью, чтению, ведению домашнего хозяйства и другим подобным занятиям подходит для более скромного образа жизни, который им предназначен.

Этими записками я обязан информации, любезно предоставленной мне доктором Гатри, врачом военного кадетского корпуса дворян, учрежденного в Петербурге императрицей, который считается крупнейшим заведением такого рода в мире.

______________________

* Я был признателен дамам за очень изящную работу из слоновой кости, которая была мне подарена во время визита.

 

Оригинал

 

Перевод и комментарии: Алиса Китрар

 


[1] В записках речь идет о Смольном институте благородных девиц Санкт-Петербурга – первом в России женском учебном заведеним, положившем начало женскому образованию в стране. Был учрежден 28 июня 1764 года Екатериной Второй при Смольном монастыре.

[2] Воскресенский девичий Смольный монастырь – женский монастырь, построенный по проекту Б. Растрелли и под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны на востоке Санкт-Петербурга на месте небольшого дворца при Смольном дворе.

[3] Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795) – видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762–1779), президент Императорской Академии художеств (1763–1795), инициатор создания Смольного института. Екатерина II вверила Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, одарив большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на развитие воспитательных учреждений.

[4] Камлот – дорогая плотная шерстяная или полушерстяная ткань атласного переплётения из верблюжьей или ангорской шерсти.