• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

19 мая в Центре русистики Университета им. Лоранда Этвеша (г. Будапешт) состоялось выступление Дмитрия Серова

19 мая на международной конференции "Историческая руссистика в 21-м веке", проводившейся Центром русистики Университета им. Лоранда Этвеша (г. Будапешт), состоялось выступление Дмитрия Серова с докладом на тему "Образовательный ценз для судебного ведомства имперской России"

Образовательный ценз для судебного ведомства имперской России


Доклад посвящен рассмотрению проблемы введения образовательного ценза в судебном ведомстве Российской империи в ходе реформирования органов юстиции в 1860–1864 гг. В докладе приводятся новые сведения о том, что до начала 1860-х гг. высшее руководство страны не уделяло должного внимания вопросу об укомплектовании государственного аппарата дипломированными юристами. Впервые изложена сводка данных о количестве выпускников юридических факультетов российских университетов, лицеев и училищ юридического профиля за 1840-е–1850-е гг. Обоснован вывод о наличии в предреформенной России дефицита лиц с высшим юридическим образованием. На основе привлечения широкого круга законопроектного и нормативного материала рассматривается история оформления образовательного ценза для должностных лиц органов юстиции в российском законодательстве первой половины 1860-х гг. В докладе впервые излагаются систематические данные о динамике образовательного уровня судей дореформенных и реформированных органов правосудия (губернских судебных палат, областных и окружных судов), обер-прокуроров Правительствующего Сената, губернских и областных прокуроров, уездных стряпчих и судебных следователей за 1851–1868 гг. Приводятся сведения о долях выпускников различных юридических высших учебных заведений среди судей, прокуроров и судебных следователей указанного периода. Показана неравномерность рассредоточения юридически образованных судейских и прокурорско-следственных кадров по регионам империи. Резюмируется, что Министерство юстиции сумело к концу 1860-х гг. добиться максимально возможных результатов в обеспечении дипломированными юристами реформированных органов правосудия, высшего и среднего звеньев органов прокуратуры, а также корпуса судебных следователей. Кроме того, введение в 1860–1864 гг. образовательного ценза для судебного ведомства решающим образом способствовало формированию в пореформенной России юридической профессии.