Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья Игоря Федюкина "Nobility and Schooling in Russia, 1700s–1760s: Choices in a Social Context" прията к публикации в Journal of Social History, Spring 2016 (49/3)

В статье на основе данных Герольдмейстерской конторы анализируются образовательные и карьерные траектории дворянства послепетровской поры. После реформы дворянской службы 1736/37 годов выбор этих траекторий определятся по большей части самими дворянами, и уже в тот период мы видим довольно четкую сегрегацию дворян по отношению к образованию. Государственные школы, в том числе Кадетский Корпус, последовательно выбирались наиболее состоятельными дворянами, которые достаточно пунктуально выполняли и требования правительства о явке недорослей на периодические смотры. Наоборот, беднейшее дворянство массово игнорировало и государственные школы, и сами смотры, выбирая службу рядовыми в полках; несмотря на предпринимавшиеся усилия, правительству не удалось переломить эту тенденцию. Особую роль в такой сегрегации дворянства играли социальные связи и "культурный капитал", накопленный представителями элиты в петровскую эпоху.