• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Елена Корчмина выступила на очередном заседании научного семинара Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Старший научный сотрудник Центра Елена Корчмина выступила на состоявшемся 25 октября семинаре на тему «Дворянское самоуправление в действии: загадка высокой собираемости первого подоходного налога в России в 1812 г.»

Аннотация. Каким образом развивающиеся страны могут успешно вводить и собирать подоходный налог, который обычно считается желательным, но очень дорогим в сборе? Автор анализирует налоговую дисциплину дворянской элиты в стране с относительно невысоким уровнем развития бюрократического аппарата, обращая особое внимание на роль добровольного или квази-добровольного согласия с фискальными претензиями государства. В 1812 году российское правительство ввело прогрессивный подоходный налог с максимальной ставкой налога в размере 10%. После Великобритании, Российская империя стала второй страной, где был введен этот налог во многом из-за угрозы Наполеоновского вторжения. В отличие от широко известного и детально изученного британского примера, история подоходного налога в России не привлекала большого внимания, данная работа является первой попыткой оценить уровень налоговой дисциплины российского дворянства в 1812 году до нашествия Наполеона. Для этого собрана база данных о налоговых декларациях около 4000 российских дворян, имевших недвижимую собственность в Московской губернии. Используя источники деловой и личной переписки, а также благодаря перекрестной проверке данных налоговых деклараций с официальными банковскими документами, автор приходит к выводу о том, что российское дворянство, в целом, декларировало достоверную информацию о доходах. Такой на удивление высокий уровень налоговой дисциплины был достигнут благодаря уникальному механизму сбора налогов, задействовавших существовавшие социальные санкции внутри дворянской корпорации, а также угрозе вторжения Наполеона. Данный пример является важным, поскольку помогает проанализировать ситуацию, когда государство не может достичь своих фискальных целей основываясь только на принудительных методах фискального воздействия, но вынуждено полагаться на добрую волю подданных.