• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Новые места - новые люди
В печати

Кляйнман И.

М.: Книжники, 2018.

Глава в книге
Российские евреи в годы войны и революции, 1914-1920 гг.

Будницкий О. В.

В кн.: История еврейского народа в России. Т. 3. От революции 1917 года до распада Советского Союза. Т. 3: От революции 1917 года до распада Советского Союза. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2017. Гл. 1.1. С. 41-69.

Препринт
A Muslim Azef, or One More Orientalist: Playing the Other in Imperio-Orientalist Mirrors

Bessmertnaya O. Y.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2017. No. 158/HUM/2017.

Студенты Школы исторических наук в Музее книги РГБ

3 декабря 2015 г. cтуденты III курса бакалавриата, слушающие курс «Культура России нового времени», а также магистранты программы «История художественной культуры и рынок искусства» посетили Музей книги Российской государственной библиотеки. Занятия в музее были организованы профессором Школы исторических наук Е.Б. Смилянской.

О посещении музея рассказывает студентка I курса магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» Дарья Урядова

Отдел редких книг (или Музей книги) был образован в 1918 году. В нем хранится более трехсот тысяч экземпляров редчайших изданий.

Студенты ВШЭ приходили в Музей книги группами по 10–12 человек. Занятие начиналось с экскурсии, на которой научные сотрудники Музея книги показывали техники книгопечатания, особенности книжных переплетов, стили оформления книг. Но самое интересное было после экскурсии, когда за круглым столом в зале Библиотеки мы смогли подержать в руках редчайшие экземпляры кириллических изданий, начиная с изданий конца XV – начала XVI в. Часослова (Прага, печ. Швайпольт Феоль, 1491) и книги Притчи царя Соломона (печ. Франциск Скорина, 1517).

При фразе «книгопечатание на Руси» многие люди вспоминают имя Ивана Федорова, которого по традиции называют первым русским книгопечатником. Но и до выхода «первопечатного» Апостола Ивана Федорова в Москве выходили 6 редчайших «анонимных изданий». На семинаре в Музее книги мы смогли подержать в руках и Евангелие (Москва, Анонимная типография, ок. 1555 г.) и знаменитые Московское и Львовское издания Апостола Ивана Федорова, а также поговорить о том, как историки книги работают над датировкой и изучением старопечатных изданий. Елена Борисовна показала нам и то, какой знак ставил на своих изданиях сам «Иван Федоров друкарь Москвитин».

Замечательно, что Музей книги предложил нам рассмотреть на занятии уникальный экземпляр Острожской Библии Ивана Федорова (1581 года), в котором печатный текст дополнили листы рукописи с миниатюрами тоже XVI в. До времени правления царя Алексея Михайловича Острожская Библия была единственным полным печатным текстом славянской Библии; только в 1663 году при отце Петра Великого была выпущена подобная Библия, также в два столбца, примечательная еще и тем, что на ее титульном листе оттиснен план Москвы с гербом Московского царства.

Увидеть, как делалась книга, посмотреть «рабочие экземпляры», пока не переплетенные, носящие следы справщиков – тоже чудо. Такое корректорский экземпляр 1710 г. сохранился со всем ошибками и исправлениями редакторов, помечавших ошибки красными чернилами на полях и в самом тексте, при этом справщик оставил на каждой тетради и свой автограф. Большое количество пометок и указание справщика «за ошибки вычесть деньги из жалования мастеровых» придает экземпляру уникальность.

В одной из книг мы смогли увидеть настоящую хронологическую таблицу, позволяющую высчитать дату Пасхи. Изучая на одном из курсов в бакалавриате Школы исторических наук НИУ ВШЭ то, как нужно высчитывать Пасху, мы помнили, сколь непросты подобные расчеты. И вот – перед нами такая календарная таблица, да еще вплетенная в «анонимное» московское издание 1555 г.

Среди редких изданий XVII в. мы рассматривали «Жития Сергия и Никона Радонежских» 1646 года, начальные листы которого украшены прекрасными рукописными миниатюрами, изображающими среди прочего известные сюжеты Изгнания Адама и Евы из рая. Примечательно, что на этой книге имеется экслибрис известного старообрядца-коллекционера XX в. М.И. Чуванова.

Наконец, вопросы, обсуждавшиеся на занятиях по курсам «История и теория культуры» и «Культура России нового времени» о методах изучения культуры чтения и ценности книжного памятника, о направлениях изучения культуры повседневности и истории частной жизни по-новому раскрылись, когда мы рассматривали гравюры и тексты славяно-греко-латинского букваря Федора Поликарпова 1701 года, «Флоринову экономию» (1738 г., первое в России издание, содержащие практически «советы на каждый день»), книги с описанием заморских земель М.Г. Коковцова и графа Шуазеля-Гуффье.

Студенты Школы исторических наук НИУ ВШЭ искренне благодарят всех сотрудников Музея книги РГБ и лично Д.Н. Рамазанову и М.Б. Золотову за то, что позволили увидеть и прикоснуться к удивительным книжным сокровищам.