Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Проект Школы исторических наук для школьников 8-11 классов и всех интересующихся историей. Регулярные онлайн-встречи с ведущими специалистами: историками, археологами, этнологами.
Leiden; Boston: Brill, 2025.
Средние века. 2025. Т. 86. № 1. С. 93-119.
In bk.: Communist Actors in African Decolonial Transitions. Comparative Perspectives. Berlin: De Gruyter Oldenbourg, 2025. Ch. 4. P. 61-92.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Аннотация круглого стола. Современные историографические дебаты показывают, что термин «феодализм» не удалось вычеркнуть из словаря историков. Но на сегодняшний день большинство медиевистов склонны считать феодализм не универсальным, а исключительно западноевропейским явлением. Ясно также, что объяснения «европейского чуда», тем более «процессов модернизации», не возможны без пристального внимания к феодальному прошлому Европы.
Европейский феодализм — это роскошь, обеспечившая высокую динамику экономического и демографического роста, удивительное многообразие и богатство культурной жизни. Обычно за роскошь приходится платить, за взлетом культуры почти неминуемо следует упадок, о чем писали такие мыслители как Сыма Цянь, Ибн Халдун, Анрольд Тойнби. Однако западное феодальное общество нарушает эту закономерность. За «возрождением XII века» не последовал упадок культуры, а кризис XIV века привел не к попятным сдвигам, а к перераспределению сил и открытию новых перспектив. Запад, по-прежнему склонный осуждать любые инновации, на деле вступает на путь поступательного развития.
В большинстве случаев попытки интерпретации феномена европейского феодализма и его динамики предпринимаются «изнутри». Нам, однако, представляется плодотворной попытка взглянуть на этот регион «извне», с территорий, как расположенных на границах «Christianitas», так и отстоящих от него достаточно далеко в пространстве и, возможно, во времени. Поэтому мы обращаемся к специалистам, в центре исследовательского внимания которых находится не только западноевропейский регион. В чем видится специфика европейского феодализма, или же, наоборот, некое универсальное значение при подобном «внешнем взгляде»? В чем западный средневековый опыт может быть полезен для осмысления судеб иных, не-западных или «не вполне западных» обществ?