• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Важные объявления
  • Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…

Книга
"Сибирские заметки". 2-е изд.

Под науч. редакцией: А. Б. Каменский

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

Статья
Реэвакуация населения в Москву: коррупция и теневой рынок жилья, 1941–1948 гг.
В печати

Тюрин В. И.

Электронный научно-образовательный журнал "История". 2025.

Глава в книге
«Транзитные» визиты Н.С. Хрущева в регионы РСФСР: репрезентация в центральной и региональной советской прессе (середина 1950-х – начало 1960-х гг.)

Петрова Т. М.

В кн.: История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сб. статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (22–25 октября 2024 г.). М.: ИРИ РАН, 2024. С. 495-500.

Препринт
How to Turn Towards Soviet Temporaliry? Setting the analytical optics

Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.

Курс лекций Дариуша Домбровского по генеалогии Рюриковичей

С 10 по 20 сентября 2017 г. в школе исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ состоялся курс лекций экстраординарного профессора Университета им. Казимира Великого (Быдгощ, Польша), доктора наук Дариуша Домбровского под общим названием «Генеалогия Рюриковичей: источники и методы исследования».

Курс лекций Дариуша Домбровского по генеалогии Рюриковичей

Курс состоял из четырех лекций. Первая, озаглавленная «Состояние исследований и источники по генеалогии Рюриковичей в Средневековье: между легендами и “несомненной истиной”», была посвящена историографии и методологии генеалогических исследований в России и в Польше. Профессор Д. Домбровский рассказал о статусе генеалогии в ряду исторических дисциплин, методике генеалогических исследований и показал сильные и слабые стороны важнейших исследований по генеалогии дома Рюриковичей, вышедших в России и Польше. Вторая и третья лекции были построены вокруг «медленного чтения» ряда известий Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, благодаря чему слушатели получили возможность на практике ознакомиться c источниками и методами генеалогических исследований. Последнее занятие было посвящено подведению итогов и выработке практических рекомендаций для исследователей.

Кроме того, в рамках визита профессора Д. Домбровского состоялось заседание научно-исследовательского семинара, на котором польский исследователь обсудил с российскими коллегами свои подходы к некоторым спорным вопросам генеалогии Рюриковичей XII–XIII вв.

Отзывы студентов

Анна Ершова (III курс бакалавриата)

Было очень интересно узнать о том, как проводятся генеалогические исследования, так сказать, «изнутри». Д. Домбровский рассказал, как подходить к древнерусским летописям как источникам по генеалогии, на что обращать особое внимание, а также как избежать возможных ошибок при работе с ними. Все это сопровождалось интересными примерами и задачами. Несомненно, эти лекции и семинар будут нам полезны в будущей учебной и научной деятельности.

Елизавета Соломянник (II курс бакалавриата)

Цикл лекций профессора Домбровского — отличная возможность для историков, занимающихся русским средневековьем, подробнее рассмотреть генеалогию Рюриковичей и познакомиться с профессиональным подходом специалиста по вспомогательным историческим дисциплинам. Лично мне было очень интересно наблюдать за ходом мысли профессора, обращать внимание на, казалось бы, мелкие детали и исходя из них складывать целостную картину происходящего. На втором курсе такие вещи кажутся безумно сложными, но я очень надеюсь, что подобные мероприятия будут проводиться в стенах вуза и в дальнейшем.

Мария Парфеня (III курс бакалавриата)

Лекции профессора Домбровского стали для меня отличной возможностью лишний раз посмотреть на то, как работает «настоящая» историческая наука, что всегда крайне полезно. Несмотря на узость рассматривавшихся тем, было интересно проанализировать методы, с которыми работают исследователи в области генеалогии и ономастики, и узнать, как они оформляют результаты своих трудов. Кроме того, лекции были ценны с фактологичской точки зрения: например, я узнала, кто такие «свесть» и «етровь».