Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Большаков В. А., Дандамаева З. Э., Дубровская Д. В. и др.
М.: Институт востоковедения РАН, 2024.
Диалог со временем. 2024. № 89. С. 319-333.
В кн.: Mare nostrum. Вып. 3. Море нарративов. ИВИ РАН, 2024. С. 206-225.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
Курс состоял из четырех лекций. Первая, озаглавленная «Состояние исследований и источники по генеалогии Рюриковичей в Средневековье: между легендами и “несомненной истиной”», была посвящена историографии и методологии генеалогических исследований в России и в Польше. Профессор Д. Домбровский рассказал о статусе генеалогии в ряду исторических дисциплин, методике генеалогических исследований и показал сильные и слабые стороны важнейших исследований по генеалогии дома Рюриковичей, вышедших в России и Польше. Вторая и третья лекции были построены вокруг «медленного чтения» ряда известий Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, благодаря чему слушатели получили возможность на практике ознакомиться c источниками и методами генеалогических исследований. Последнее занятие было посвящено подведению итогов и выработке практических рекомендаций для исследователей.
Кроме того, в рамках визита профессора Д. Домбровского состоялось заседание научно-исследовательского семинара, на котором польский исследователь обсудил с российскими коллегами свои подходы к некоторым спорным вопросам генеалогии Рюриковичей XII–XIII вв.
Было очень интересно узнать о том, как проводятся генеалогические исследования, так сказать, «изнутри». Д. Домбровский рассказал, как подходить к древнерусским летописям как источникам по генеалогии, на что обращать особое внимание, а также как избежать возможных ошибок при работе с ними. Все это сопровождалось интересными примерами и задачами. Несомненно, эти лекции и семинар будут нам полезны в будущей учебной и научной деятельности.
Цикл лекций профессора Домбровского — отличная возможность для историков, занимающихся русским средневековьем, подробнее рассмотреть генеалогию Рюриковичей и познакомиться с профессиональным подходом специалиста по вспомогательным историческим дисциплинам. Лично мне было очень интересно наблюдать за ходом мысли профессора, обращать внимание на, казалось бы, мелкие детали и исходя из них складывать целостную картину происходящего. На втором курсе такие вещи кажутся безумно сложными, но я очень надеюсь, что подобные мероприятия будут проводиться в стенах вуза и в дальнейшем.
Лекции профессора Домбровского стали для меня отличной возможностью лишний раз посмотреть на то, как работает «настоящая» историческая наука, что всегда крайне полезно. Несмотря на узость рассматривавшихся тем, было интересно проанализировать методы, с которыми работают исследователи в области генеалогии и ономастики, и узнать, как они оформляют результаты своих трудов. Кроме того, лекции были ценны с фактологичской точки зрения: например, я узнала, кто такие «свесть» и «етровь».