Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д.21/4, стр. 3
Cтажировки в НИУ ВШЭ для преподавателей, сотрудников и аспирантов российских университетов. Подробнее…
Школа исторических наук была создана в 2015 году на базе факультета истории НИУ ВШЭ. Коллектив Школы объединяет ведущих ученых в разных областях исторического знания, пользующихся широкой известностью и авторитетом в России и международном академическом сообществе, являющихся авторами многочисленных книг и статей, постоянными участниками крупных международных научных форумов и исследовательских проектов, а также известных в качестве популяризаторов исторического знания. Школа исторических наук активно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, выступает организатором международных научных конференций, симпозиумов и коллоквиумов.
Волков С. Н., Гончарик Н. В., Дегтерев Д. А. и др.
Институт Африки РАН, 2024.
Историко-географический журнал. 2024. Т. 3. № 3.
В кн.: Древности Приенисейской Сибири. Вып. XII. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 72-90.
Орлова Г. А., Танис К. А., Лукин М. Ю. и др.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 211.
(выберите свой год поступления)
19 сентября 2024 года в Фундаментальной библиотеке МГУ прошел круглый стол, посвященный 280-летию со дня рождения Н. И. Новикова (1744–1818), организованный Историческим факультетом МГУ, Научной библиотекой МГУ, Археографической комиссией РАН. В ходе работы круглого стола с докладом «Читательские дневники рубежа XVIII–XIX вв. как источник по истории чтения в России» выступил ассоциированный исследователь Центра, доцент ШИН, С.В. Польской.
Проблематика его доклада непосредственно связана с ключевым вопросом истории чтения: каким образом читатель интериоризирует прочитанное? Важнейшим источником для понимания этих процессов служат читательские дневники как свидетельства этой внутренней работы читателя. Подобные дневники редки в эту эпоху, однако они существуют. В центре доклада оказалось содержание двух неопубликованных дневников рубежа XVIII–XIX вв., один из которых принадлежит орловскому помещику и масону П.И. Сафонову (НИОР РГБ), другой же создан анонимным автором, жившим в Санкт-Петербурге, который, скорее всего, был освобожденным крепостным (ОР РНБ). При этом концептуальная рамка доклада связана с целым рядом исследовательских вопросов: от характерных особенностей «читательской революции» в России до проблемы соотношения дисциплинарной и эмансипаторной функций чтения в опыте конкретного читателя. Если дневник Петра Сафонова, который он ввел с 1777 по 1820 гг., фиксирует интерес исключительно к религиозно-философской литературе, выписки из которой чередуются с погодными записями, то записи петербургского жителя целиком строятся вокруг прочитанного, умалчивая какие-либо биографические подробности. Для Сафонова оказывается характерным интенсивное чтение, дисциплинирующее и ведущее к совершенствованию его христианской жизни «в физическом мире», при этом интериоризация идей масонской литературы, в том числе изданной Н. И. Новиковым, видна и в его записях личного характера, которые прямо не связаны с прочитанным. Второй читатель «в течение многих лет» (1799-1818) делал выписки «при чтении всякого содержания книг и газет», того, что «казалось заслуживающим внимания». Нумеруя одну за другой все прочитанные книги, автор дневника не только фиксировал свои впечатления, но очень часто пересказывал содержание книг, акцентируя внимание на проблемах и вопросах, которые его трогали и волновали. На первый взгляд, это экстенсивное чтение, которое поражает своим охватом, однако, чем дальше этот аноним делает выписки, тем чаще он рефлексирует не только над книгами, но и над своей судьбой. Чтение постепенно эмансипирует его и заставляет все чаще переходить к опыту критики. Таким образом читательский дневник становиться фиксацией становления и развития личности анонимного читателя.