В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
107031, г. Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, каб. А-127
16
фев
2021
Опубликована обзорная работа Игоря Федюкина по историографии образовательных реформ Петра I
Глава "Education in Early Modern Russia: Beyond the “Petrine Revolution”" вошла в состав коллективной монографии "Education beyond Europe. Models and Traditions before Modernities" (Brill, 2020).
Еще несколько десятилетий назад обзор истории образования в России раннего Нового времени был бы сосредоточен в основном на Петре I и его усилиях по обучению своих подданных: образовательная традиция в России описывалась прежде всего как традиция спонсируемого государством принудительного навязывания иностранных образовательных моделей сверху. Однако в последние несколько десятилетий все элементы этой петровской парадигмы начали демонтироваться или, по крайней мере, ставится под сомнение исследователями российской истории. В некоторых случаях появлялись новые работы, основанные на обширных архивных исследованиях, которые предлагали убедительные и всесторонние новые прочтения того или иного эпизода в истории российского образования раннего Нового времени; в других случаях, несмотря на то, что мы все еще находимся на ранней стадии пересмотра нарратива, сконцентрированного на Петре, направления для таких пересмотров уже ясны. В данном разделе рассматриваются основные модели описания петровских образовательных реформ, сложившиеся в историографии, и намечающиеся направления их критики и развития. В данной главе предлагается обзор новейших историографических тенденций в данной области.