• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Freiburger Zeitung. 1789. März 18. № 22. S. 181

Нижняя Эльба. Из Берлина сообщается, что со времени приезда князя Давыдова, который прибыл в качестве курьера из Петербурга, все слухи о войне были прекращены. Это значит, что нарождается соглашение со Швецией, и польские вопросы планируется повернуть таким образом, чтобы избежать из-за них войны.

Freiburger Zeitung. 1789. März 14. № 21. S. 173

Кременчуг. 22-го число предыдущего месяца состоявшийся приезд нашего светлейшего генерал-губернатора и командующего фельдмаршала князя Потёмкина-Таврического стал всеобщим весельем в этом городе. Местное правление при своем достойном губернаторе, государственном совете и кавалере Раковском, подоспевшее со всех мест многочисленное Екатеринославское дворянство, местное купечество и все жители города совместно старались торжественно встретить своего благодетеля, завоевателя Очакова. Во время его пребывания ему оказывалась честь подготовленными радостными событиями разного рода: освящения, концерты, баллы и застолья - ежедневно чередовали друг друга, и величественный князь снисходительно и с сердечной добротой принял во всем этом настолько большое участие, насколько ему позволяли это сделать его частые и неустанные старания при его звании. Прошлой ночью князь, отвечая на многие пожелания, отправился отсюда в Санкт-Петербург, откуда обратно вернётся тогда, когда рано начавшиеся военные кампании потребуют его быстрого возвращения и присутствия для принятия необходимых мер для защиты воды и суши в этих краях. Кроме многочисленной свиты его Высочества, здесь находился молдавский господарь, князь Маврокордат, некоторые посланники различных азиатских дворов, трёхбунчужный паша, бывший командир Очакова, наряду с другими - знатные турецкие офицеры, попавшие с ним [командиром] в плен, все они учувствовали в торжественной части.

Freiburger Zeitung. 1789. März 7. № 19. S. 155

Вена. В Вене ожидается известие о завоевании Бендер. Хотя великий визирь отправил в помощь командиру этой крепости иностранного инженера и отдал приказ оказывать сопротивление до потери последнего человека. Сам по себе гарнизон, страдающий от острой нужды, вряд ли сможет долго выдержать осаду хорошо вооруженных русских. Командир ответил великому визирю: Я буду до тех пор обороняться, пока русские не обезоружат меня посреди крепости. Но он также к этому прибавил просьбу, чтобы великий визирь продвинулся ближе и дал фельдмаршалу Румянцеву такой бой, который спас бы гарнизон в Бендерах и способствовал новому повороту во всей войне. Предполагается, что великий визирь негативно воспримет эту просьбу, которая больше походит на упрёк. Русский генерал Каменский в последней войне уже окружал Великого визиря и предпринял такое виртуозное отступление, что Фридрих II подарил русской императрице фарфоровый сервиз, и он [Каменский], прозванный непобедимым, теперь расположится в Бендерах и будет наводить страх на турок.         Курьер принес местному русскому послу известие, что в то время как один русский корпус окружил Бендеры, другой корпус, состоящий из многочисленного гарнизона, наступает в молдавском районе Rohurlui, штурмом завоевывает торговый город Галац на Дунае, и оттуда направляется прямиком в Брэила. Отныне русские уже закрепились на Дунае; связь турок с Бессарабией прервана; Брэила уже почти находится в руках русских, и завоевание Бендер, по-видимому, случится до середины марта, начало которому послужит продвижение корпуса принца Кобургского через Аджуд к Бухаресту;  таким образом, перестает быть надеждой, не только то, что перед окончанием весны левый берег Дуная перейдет во власть двух императорских дворов, но также и то, что мир с турками будет для них очень выгодным. В этом случае вероятно Россия достигнет господства на Чёрном море и тем самым получит все коммерческие преимущества; естественно, что Франция не будет беречь свои усилия, чтобы занять определенную часть в российской торговле, которая через Днепр и Дон, впадающие в Чёрное море, распространится на Средиземноморье, откуда Франция получает самую значительную прибыль. Особенно большое преимущество Франция получит от превосходного корабельного леса, который произрастает на берегах Днепра и Дона, ранее она получала его только через далекую Ригу, и при этом только в течение шести месяцев в году, так как в остальную часть года это невозможно из-за льда. Ещё многие другие торговые изделия, которые производятся в русских провинциях, могут стать излюбленными на рынках Тулона и Марселя, отсюда можно судить о мотивах, которыми в настоящее время руководствуется французская политика - противостоять русским меньше чем в прежние времена.

Freiburger Zeitung. 1789. März 4. № 18. S. 146

Freiburger Zeitung. 1789. Feb. 18. № 14. S. 117

Польша. По письмам из Петербурга от 2 декабря становится понятно, что истинными интересами Петербургского и Берлинского двора является налаживание посредничества с турками и шведами, а также умиротворение и объединение партий в Польше. Князь Потёмкин, ожидаемый в Петербурге, был увенчан во славе и с честью, есть даже предположение, что императрица, возможно, испросила бы его. Он должен следить за тем, чтобы поддерживать исключительно хорошие отношения с Пруссией. Сообщается, что недавно, прибывший к графу Нессельроде, курьер в Берлине доставил такие же инструкции, связанные с упомянутым сближением между дворами, а также он был уполномочен ходатайствовать об аудиенции и конференциях с прусским министерством. Возвращение молодого графа Гольца, который руководит прусской дипломатической миссией здесь [в Польше], ожидается в ближайшее время.         Хотелось бы знать, что приказ из Петербурга - немедленно овладеть крепостью Бендеры, направлен, так как без неё из-за расположения русских войск в Молдавии и Бессарабии неоткуда ждать поддержки и усиления. Через захват этой крепости, которая, несомненно, потянет за собой потерю малого Аккермана (Nester Akierman) и Килии (Kilia Nova), русские станут владыками в устьях Днепра, Днестра и Дуная. Все эти обстоятельства могли бы вероятно стать причиной ещё большего ослабления оппозиционных партий, что теперь уже можно наблюдать. Имеются данные, что принцу Нассау для обустройства поместий, которые он по великодушию императрицы получил за своё храброе поведение на Лимане, было предоставлено почти 200 тысяч рублей. Сообщается, что в Белоруссии должна быть собрана русская армия из 80 тысяч человек, и другая из 40 тысяч человек должна быть стянута со стороны Новгорода. Повсюду будет размещено устрашающее снаряжение. Принц Нассау получил в свое ведение провинцию Очаков. Императрица вместе с Крымом получила 7 новых народов, а именно: татар, абхазов, черкесов, осетин, караимов, чувашей и грузин. Румянцев теперь имеет своё главное владение с 5 тысячами человек в Яссах. Семья князя Ипсиланти, получив уплату в 700 тысяч фл. наслаждается в Константинополе большей свободой. Также иностранные министры нашли способ, облегчить судьбу русского министра - господина Булгакова в Семибашенном замке.

Freiburger Zeitung. 1789. Jan. 31. № 9. S. 74

Вена. <...> По последним письмам из Петербурга, императрица России приготовила для князя Потёмкина богато украшенную бриллиантами шпагу, 6 000 крестьян и Орден Св. Георгия I степени, который будет преподнесён фельдмаршалу в большой золотой чаше, на которой должно быть выгравировано взятие Очакова. Кроме того, императрица повысила многих по службе и приказала распределить 100 тысяч рублей среди бедняков. Письмо, которым императрица известила императора [Иосифа II] об этом важном завоевании, состоит из четырех страниц и носит сугубо личный характер.

Freiburger Zeitung. 1789. Apr. 22. № 32. S. 267

Пруссия.   По личному письму из Берлина сообщается, что тамошний двор имеет все причины быть довольным полученным от петербургского правительства ответа, касающегося дел Польши. В Берлине полностью признается то, что на месте России было бы сделано то же самое; последняя вообще ничего не предприняла,  что требует политика в таких обстоятельствах: однако то, что действительно необходимо – принести извинения.

Freiburger Zeitung. 1789. Jan. 28. № 8. S. 69

Нижняя Эльба. Россия и Франция хотят установить между собой важную связь, так как расположенные в Берлине посланники обоих государств постоянно работают друг с другом и обменялись различными эстафетами. Сообщается, что русские в Польше потребовали 2 000 тягловых лошадей и отправили войска, чтобы принудить жителей сдаться. Когда генерал Любовицкий[1] (Lobowiczky), который командует польской кавалерией на границах, узнал об этом намерении иностранных войск, он собрал своих людей, привел их в боевую готовность и стал ждать русских вместе с лошадями. При их прибытии он начал по ним стрелять. Многие были убиты, остальных членов кавалерии преследовали при бегстве. 2 000 лошадей были возвращены жителям. Это известие подтверждается; таким образом, следует ждать важных последствий.

Freiburger Zeitung. 1789. Jan. 28. № 8. S. 65

Вена. Письмо из Очакова от 20 декабря содержит следующее: в своей жизни я увидел, что в самые жестокие времена на состояние войска оказывают влияние житейская мудрость полководца, национальное просвещение и мужество; кроме этого, я также научился понимать, как предрассудок может повлиять на неприятельского генерала, который не отличается философским складом ума. Поверьте мне, Очаков не был бы завоёван, если бы турецкий адмирал, после того как он снова снабдил крепость продовольствием и боеприпасами, не упорхнул бы, как один из видов ласточек, домой в Константинополь. Когда он 16 ноября уплыл, князь Потёмкин сказал генералу: теперь в моём сердце появляются надежды, и он призвал войска сохранять мужество при таком суровом холоде на протяжении всей воинской службы русских, значимые причины по которым князь это сказал: повысить патриотизм и поддержать войска надеждой на более значимую добычу. Турецкий флот был вдали. В то же время он [Потёмкин] поручил черноморским казакам (это те, кто живут у Чёрного моря (Tscherno More), захватить остров Березань и его форт. 18 ноября они успешно его завоевали. Князь Потёмкин отправил туда многочисленные гарнизоны и артиллерию. Турецкий адмирал получил известие об этой утрате, отправил туда арьергард, чтобы вновь завоевать остров. Он состоял из восьми линейных кораблей и был отбит русской береговой артиллерией и русским флотом, состоящим из судов меньшего размера. Тогда русский командир высказал надежду завоевать Очаков штурмом, из-за необходимости сохранения Крыма, который является жемчужиной короны. Всё самое ужасное, что можно себе представить о зимних кампаниях, здесь имело место. Было грустно смотреть на то, как люди страдали, но каким наслаждением было для философа обнаружить то, на что способны суверен, патриотизм и религия. До сих пор ни от одного солдата не было слышно ропота. В вечер перед Днем Св. Николая – русского чудотворца, солдаты воззвали к этому святому, чтобы он внушил их командиру повести их на штурм. 18 декабря они два раза были отброшены, и на третьей попытке им удалось завоевать крепость. Затем можно было наблюдать, как все друг друга обнимали и взаимно благодарили за предпринятые совместные усилия. С такими войсками можно изгнать повелителя Вельзевула, как его называют голландцы, со всеми его мириадами из ада...

Freiburger Zeitung. 1789. Jan. 16. № 5. S. 41, 45

Вена.   Не остаётся сомнений в том, что граф Румянцев со своей, привыкшей к холоду отважной армией, уже зимой будет маршировать к Бендерам, которые будут завоёваны: тогда были бы достигнуты выгодные условия мира, от которых противник не смог бы отказаться, однако на это остаётся пока только надеяться. Князь Потёмкин предстал в нынешних обстоятельствах перед потомками всей Европы и своей императрицей как герой и покоритель крепости. Овладение Бессарабией станет последствием этого завоевания. В канун нового года прибыли две эстафеты с важными депешами прямо в императорский кабинет министров. Одна из Сирии, другая из Хорватии. Есть предположение, что в них содержатся предложения о мире.