Gazette d’Amsterdam. 1790. № 21. Mars 12
Польша. Из Варшавы. 24 февраля. В письмах из Украины от 8-го числа этого месяца отмечается, что отправка курьеров между Яссами и Петербургом удвоилась. Однако надежда на грядущий мир, кажется, потеряна, поскольку принцу Потемкину было приказано сверх того вооружить флот в Черном море.
Gazette d’Amsterdam. 1790. № 19. Mars 5
Польша. Из Варшавы. 17 февраля. Согласно письмам с пограничных территорий 4-го числа этого месяца курьер между Яссами, Константинополем и Великим Визирем курсируют очень часто, и есть много надежд на то, что мир будет заключён до начала кампании.
Gazette d’Amsterdam. 1790. № 17. Févr. 26
Германия. Из Вены. 10 февраля. На Чёрном море Русский флот приготовился для выхода в море, чтобы скоро найти турок и распространить тревогу в Константинополе. Некоторые ханы кубанских татар готовятся сделать важный отвлекающий манёвр в пользу России.
Gazette de France. 1790. №3 . Jan. 8
Из Вены, 17 декабря 1789. Записка руки Императора, адресованная Венгерской Канцелярии, до нового приказа приостанавливает в этом Королевстве работы по межеванию для нового плана налогообложения. Её Императорское Величество [Екатерина II] считает необходимым формирование на границах Польши армейских наблюдательных корпусов из 20 000 человек; устанавливаются соответственно склады в Бродах и других местах Галиции. Ведутся работы в крепостях Богемии, чтобы привести их в хорошее оборонное состояние.Курьер, отправленный сюда маршалом Потёмкиным, принёс известие, что великий визирь, после сдачи Бендер, был вынужден предложить перемирие на шесть месяцев, чтобы спокойно поработать в этот интервал над мирным договором. Князь ответил представителям, что, прежде всего, необходимо вернуть свободу российскому министру в Константинополе, и тогда они могли бы иметь дело с прелиминариями в Бендерах, Яссах или Бухаресте, но без какого-либо иностранного вмешательства. Одновременно он ему объявил, что имеет все необходимые полномочия. Барон d’Herbert, который уезжал с графом Кобенцель (Cobentzel) в Нидерланды, возвращается в свою резиденцию и вскоре снова переедет с Бароном Тугутом (Thugut) в Бухарест. Мсье де Булгаков, министр России в Константинополе, прибудет завтра или послезавтра в порт Триест.
Freiburger Zeitung. 1789. Feb. 18. № 14. S. 117
Польша. По письмам из Петербурга от 2 декабря становится понятно, что истинными интересами Петербургского и Берлинского двора является налаживание посредничества с турками и шведами, а также умиротворение и объединение партий в Польше. Князь Потёмкин, ожидаемый в Петербурге, был увенчан во славе и с честью, есть даже предположение, что императрица, возможно, испросила бы его. Он должен следить за тем, чтобы поддерживать исключительно хорошие отношения с Пруссией. Сообщается, что недавно, прибывший к графу Нессельроде, курьер в Берлине доставил такие же инструкции, связанные с упомянутым сближением между дворами, а также он был уполномочен ходатайствовать об аудиенции и конференциях с прусским министерством. Возвращение молодого графа Гольца, который руководит прусской дипломатической миссией здесь [в Польше], ожидается в ближайшее время. Хотелось бы знать, что приказ из Петербурга - немедленно овладеть крепостью Бендеры, направлен, так как без неё из-за расположения русских войск в Молдавии и Бессарабии неоткуда ждать поддержки и усиления. Через захват этой крепости, которая, несомненно, потянет за собой потерю малого Аккермана (Nester Akierman) и Килии (Kilia Nova), русские станут владыками в устьях Днепра, Днестра и Дуная. Все эти обстоятельства могли бы вероятно стать причиной ещё большего ослабления оппозиционных партий, что теперь уже можно наблюдать. Имеются данные, что принцу Нассау для обустройства поместий, которые он по великодушию императрицы получил за своё храброе поведение на Лимане, было предоставлено почти 200 тысяч рублей. Сообщается, что в Белоруссии должна быть собрана русская армия из 80 тысяч человек, и другая из 40 тысяч человек должна быть стянута со стороны Новгорода. Повсюду будет размещено устрашающее снаряжение. Принц Нассау получил в свое ведение провинцию Очаков. Императрица вместе с Крымом получила 7 новых народов, а именно: татар, абхазов, черкесов, осетин, караимов, чувашей и грузин. Румянцев теперь имеет своё главное владение с 5 тысячами человек в Яссах. Семья князя Ипсиланти, получив уплату в 700 тысяч фл. наслаждается в Константинополе большей свободой. Также иностранные министры нашли способ, облегчить судьбу русского министра - господина Булгакова в Семибашенном замке.
Freiburger Zeitung. 1789. Jan. 28. № 8. S. 65
Вена. Письмо из Очакова от 20 декабря содержит следующее: в своей жизни я увидел, что в самые жестокие времена на состояние войска оказывают влияние житейская мудрость полководца, национальное просвещение и мужество; кроме этого, я также научился понимать, как предрассудок может повлиять на неприятельского генерала, который не отличается философским складом ума. Поверьте мне, Очаков не был бы завоёван, если бы турецкий адмирал, после того как он снова снабдил крепость продовольствием и боеприпасами, не упорхнул бы, как один из видов ласточек, домой в Константинополь. Когда он 16 ноября уплыл, князь Потёмкин сказал генералу: теперь в моём сердце появляются надежды, и он призвал войска сохранять мужество при таком суровом холоде на протяжении всей воинской службы русских, значимые причины по которым князь это сказал: повысить патриотизм и поддержать войска надеждой на более значимую добычу. Турецкий флот был вдали. В то же время он [Потёмкин] поручил черноморским казакам (это те, кто живут у Чёрного моря (Tscherno More), захватить остров Березань и его форт. 18 ноября они успешно его завоевали. Князь Потёмкин отправил туда многочисленные гарнизоны и артиллерию. Турецкий адмирал получил известие об этой утрате, отправил туда арьергард, чтобы вновь завоевать остров. Он состоял из восьми линейных кораблей и был отбит русской береговой артиллерией и русским флотом, состоящим из судов меньшего размера. Тогда русский командир высказал надежду завоевать Очаков штурмом, из-за необходимости сохранения Крыма, который является жемчужиной короны. Всё самое ужасное, что можно себе представить о зимних кампаниях, здесь имело место. Было грустно смотреть на то, как люди страдали, но каким наслаждением было для философа обнаружить то, на что способны суверен, патриотизм и религия. До сих пор ни от одного солдата не было слышно ропота. В вечер перед Днем Св. Николая – русского чудотворца, солдаты воззвали к этому святому, чтобы он внушил их командиру повести их на штурм. 18 декабря они два раза были отброшены, и на третьей попытке им удалось завоевать крепость. Затем можно было наблюдать, как все друг друга обнимали и взаимно благодарили за предпринятые совместные усилия. С такими войсками можно изгнать повелителя Вельзевула, как его называют голландцы, со всеми его мириадами из ада...
Freiburger Zeitung. 1784. Sept. 22. S. 826-827
1 сентября прибыл чрезвычайный посол из Петербурга [в Австрию], чья депеша касается известного пограничного договора между Петербургским двором и оттоманской Портой. Князь Голицын не стал делать из этого тайну, объяснив, что Её Величество оказала императору всю возможную помощь в этом вопросе и, в первую очередь, дала срочное поручение господину Булгакову в Константинополь, чтобы он использовал свой авторитет для выполнения требований интернунция с наибольшим влиянием.
The Annual Register. 1775 [6 August 1776]. Vol. 18. Chronicle. January 18. P. 84
Российский двор дал своё согласие на то, чтобы османский султан в качестве [Абдул-Хамид I] верховного халифа, передал меч и эгрет татарскому хану, который, тем не менее, остаётся полностью независимым в решении насущных проблем. Османский султан даровал звания принца Молдавии и приближённого советника, драгоману Порты, который сопровождал Рейс Эфенди [министр иностранных дел Порты] в этих переговорах.
Annual Register. Vol. 16. 1773 [4 August 1774]. The History of Europe. Chapter 3. P. 23 - 24
Положение Османской империи к открытию конгресса в Бухаресте, способности Великого визиря; время перемирия выгодно использовано; неменяющаяся настойчивость в установлении порядка и дисциплины в армии. Французский консул в Дарданеллах становится отступником, а также основывает военную школу. Война в Сирии, Али-бей захватывает Иоппию и во главе армии марширует для возвращения Египта; терпит поражение в кровопролитном сражении близ Каира и взят в плен Mahomet Bey Aboudaab; его смерть. Дань отослана из Египта; положительные последствия захвата этой страны, шейх Дагир. Вооружения на Черном море. Некоторые сведения о Хуссейн-бее. Страшная чума в Багдаде и Басре Россия. Наблюдения о перемирии. Миграция торгутского племени татар. Флот в Балтийском море; союз с Данией. Уступка Гольштейна. Брак Великого князя. Герцог Курляндский. Русские военно-морские силы. Проблема войны в Грузии. Открытие серебряных шахт. Великодушие императрицы; поведение в отношении коммерческих неудач; внимание к английским купцам. Политические группы в России.
The Annual Register. Vol. 15. 1772 [21 July 1773]. The History of Europe. Chapter 3. P. 22 - 34
Неожиданный политический союз между дворами Вены и Берлина; возможное влияние этого союза на поведение двора в Петербурге. … Маршал Заремба предложил капитулировать при определенных условиях; отклонено королем, но принято русскими. ... Требования русской Императрицы.