The London Gazette. 1787. № 12818. 2 January. P. 5
Камберленд-Хаус, 4 Января 1787 Года. В этот день несколько иностранных послов, перечисленных ниже, имели частные аудиенции у Его Королевского Высочества герцога Камберлендского.
The Gentleman's Magazine. 1786. June. Vol. 56. P. 517
Внешняя разведка. В этот период полного мира на континенте ничто не привлекает внимание Европы так сильно, как путешествие российской императрицы по её владениям, совершаемое ради официального принятие во владение недавно завоеванных территорий. В наши дни она без сомнения является самым богатым и величественным иностранным правителем. В то время как её корабли бороздят моря Японии, которая с одной стороны граничит с её империей, другой её флот находится в Балтийском море, которое лежит по другую её сторону; в то же время третий флот ожидают в Средиземном море, где он должен помочь в борьбе против берберийских корсар, внушающих чрезвычайный страх христианским государствам в этой стороне света. Нам сообщают, что сейчас она основывает ведомство для исследования южных морей с помощью кораблей, находящихся в портах Камчатки. Даже если это предприятие не принесет немедленную пользу, оно, по меньшей мере, станет школой морского дела и предпринимательства.
The Gentleman's Magazine. 1786. June. Vol. 56. P. 457-460
Черкасск, 25 октября 1785 года
М-р Урбан,
На днях в моей голове крутился отрывок из псалмов, который в переводе на английский звучит так: «Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим». Прошло достаточно времени, прежде чем я смог найти его в моей книжечке, но наконец, я обнаружил последнюю часть фразы, выраженную таким образом: «sed terram trandidit disputationibus eorum». Я был восхищен идеей: так если вы рассматриваете землю в моральном, политическом, физическом, природном, философском или теологическом смысле, «tradita est terra disputationibus nostrorum».
The Gentleman's Magazine. 1786. May. Vol. 56. P. 432
Внешняя разведка. Вести из Константинополя и Санкт-Петербурга начинают выглядеть крайне неблагоприятно. На жалобу российской императрицы на набеги некоторых племен, являющихся данниками Великого Сеньора на местность, находящуюся под её защитой, Диван ответил, что местность, о которой она говорит, всегда была под защитой Порты и что они не могут понять, по какому праву Её Величество провозглашает себя защитницей принцев, управляющих вышеназванными территориями.
The Gentleman's Magazine. 1786. Apr. Vol. 56. P. 344-345
Внешняя разведка. …1 марта. Из Санкт-Петербурга сообщают о новых завоеваниях на крымском направлении, совершаемых с тем, чтобы обезопасить сообщение между Крымом, Московией и Имеретией. Её Императорское Величество уведомила 13-го марта Сенат о своём намерении отправиться в январе следующего года в её недавно основанные правительства в Екатеринославе и Тавриде.
The Gentleman's Magazine. 1786. Feb. Vol. 56. P. 171
Внешняя разведка. Янычары в Константинополе начинают выражать своё недовольство по поводу лености турецкого министерства и угрожают бунтом. Существует опасение, что они в любой момент поднимут знамя восстания. Сам капудан-паша предчувствует самые несчастливые последствия; эти войска активно требуют войны, и страх того, что они её начнут под покровительством какого-нибудь лидера, вызвал к жизни приказ о разоружении эскадры в Черном море. Правительство, тем не менее, использует все возможные способы, пытаясь избежать столкновения с обоими имперскими дворами. Так, из последних сообщений видно, что некоторые изменения имели место: чауш-баши был снят с поста и заменен упомянутым Эфенди, Главный камергер также был смещен, а сын Изет-паши назначен на его место. Глава <…> также снят с должности, как и другие чиновники высокого ранга.
The Scots magazine. 1785. Vol. 47. Feb. P. 63-65.
Записки о Храме образования в Санкт-ПетербургеИз Howard’s State of the Prisons in England and Wales]
Недалеко от Петербурга, на высокомюжном берегу реки Невы расположен величественный комплекс зданий, изначально предназначенных для монастыря, но с 1764 года преобразованных императрицей Екатериной II в общественное учреждение для образования российскихдворянок и ограниченного числа детей незнатного присхождения. Спальни и столовые в этих зданиях замечательно высокие и просторные, с большими галереями вокруг них; прилегающие к зданиям обширные сады и лужайки простираются до берегов реки. – В этом заведении учатся 200 дворянских детей; а число детей простолюдинов или крестьян было до 1770 года ограничено двумястами сорока, но с этого года оно увеличилось до двухсот восьмидесяти благодаря щедрым пожертвованиям генерала Бецкого, просвещенного и либерального главы и генерального директора этого и всех других институтов подобного типа, учрежденных ее Императорским Величеством...
Freiburger Zeitung. 1784. Dez. 22. S. 1121-1123
Это, пожалуй, хорошо, что можно прочитать статьи голландских публичных газет. Эти господа скоро опубликуют отрывки писем из Парижа и из Вены, чтобы можно было поддержать надежды на содействие Франции; и хотя это содействие уже началось, оно долго не продолжится; [голландские] власти говорили, что так как существует такая опасность, необходимо в ближайшем времени публично всё объявить и сказать правду республике [голландской].
Freiburger Zeitung. 1784. Dez. 18. S. 1101-1102
Часто упоминается на страницах всех газет, что не может быть разрешён вопрос: будет ли война или продолжится мир. Мы, журналисты, грешным делом, безропотно опускаем свои руки, сознавая, что мы ещё ничего точно не знаем. Так же говорил наш коллега из Праги; и ещё раз коснёмся этой темы: ходят слухи, что Российская Императрица объяснит австрийскому двору и заверит, что их альянс касается не только общих интересов против Турции, но и ссор из-за Шельды с Голландией.
Freiburger Zeitung. 1784. Nov. 20. S. 1016-1017
В Лондоне заключают важные пари: выступит ли Франция за или против [австрийского] императора. Третий вариант – это сохранение нейтралитета. Однако этот нейтралитет сможет длиться до тех пор, пока русский императорский двор не захочет пооказать благосклонность австрийскому. Это может случится, как думает Англия, поэтому не может оставаться спокойной. Но это ещё только гипотезы: знают, что все кабинеты от Лиссабона до Константинополя и от Петербурга до Неаполя занимались разнообразными критическими ситуациями, которые происходят в мире.